Роль дистанционного образования в повышении уровня знаний специалистов первичного звена здравоохранения

Аполихин О.И., Сивков А.В., Казаченко А.В., Шадеркин И.А., Шадеркина В.А., Золотухин О.В., Войтко Д.А., Просянников М.Ю., Цой А.А., Григорьева М.В., Зеленский М.М.

Дистанционное обучение – взаимодействие преподавателя и учащихся между собой на расстоянии, имеющее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [1]. Это одна из самых молодых форм образования в медицинской среде. Термин «дистанционное образование» все больше входит в обиход преподавательского состава учебных учреждений и медицинских работников. Причиной этого является необходимость постоянного пополнения и обновления знаний, полученных во время обучения в ВУЗе и организационные сложности в получении непрерывного образования. Так, курс по урологии в медицинском ВУЗе студенты проходят на 4-м году обучения, а его длительность составляет всего 38 часов, из которых 10 часов – лекций и 28 часов – практических занятий. По мнению большинства урологов этого явно недостаточно для получения необходимого объема профессиональных знаний.

Последипломное образование в нашей стране зародилось в 30-е годы XIX века, когда университеты Москвы, Казани и Киева стали практиковать обучение врачей, с целью повышения их квалификации. Также применяли стажировки в зарубежных клиниках. В 1885 году в Санкт-Петербурге был открыт первый в мире клинический институт для усовершенствования врачей, ныне Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования [2].

Медицинское последипломное образование в СССР стало единой государственной системой в 1964 году. В 1965 году все институты усовершенствования врачей были переданы Минздраву СССР, а в 1968 году – введена интернатура [2].

Поиск оптимальной модели врачебной подготовки привёл в конце 90-х годов ХХ века к признанию необходимости непрерывного медицинского последипломного образования, что выразилось в изменении парадигмы от «образование на всю жизнь» на «образование через всю жизнь» [2].

Медицинское последипломное образование можно разделить на несколько видов:

  1. Получение основной специальности (интернатура, клиническая ординатура, аспирантура);
  2. Повышение квалификации (усовершенствование);
  3. Профессиональная переподготовка;
  4. Самообразование.

Предполагается, что в процессе трудовой деятельности, чтобы соответствовать современным требованиям, врач может освоить неограниченное число программ повышения квалификации и не реже чем 1 раз в 5 лет должен проходить курсы подтверждения квалификации, сдавая сертификационные экзамены [3, 4]. Для повышения/подтверждения квалификации ему необходимо посещение курсов повышения квалификации, минимальная продолжительность которых составляет 18 часов [5]. При этом, курсанту приходится посещать и теоретические и практические занятия очно, что связано с прямыми материальными затратами и неудобством для всех участников образовательного процесса. Не ставя под сомнение необходимость очного обучения, особенно когда это касается хирургических, технологических и практических навыков, представляется, что теоретическая часть курса может быть слушателями освоена заочно.

Следствием очной организации обучения является возникновение значительного объема непрямых затрат, обусловленных отрывом врача от лечебно-диагностического процесса, проблемами оказания своевременной и качественной помощи из-за нехватки персонала в ЛПУ, возрастанием нагрузки на других специалистов и т.п. Кроме того, немаловажной проблемой, также связанной с непрямыми затратами, является отрыв от семьи, неучастие в воспитании детей, уход за пожилыми родителями и др. В масштабах страны, где по данным Росстата в государственной системе здравоохранения работает 703 000 врачей, при условии, что согласно требованиям каждый из них периодически, 1 раз в 5 лет пройдет повышение квалификации, по расчетам до 10 000 врачей одновременно должны оставлять свое рабочее место для последипломного образования. С учетом того, что в первичном звене здравоохранения, особенно в регионах РФ, имеется дефицит медицинских кадров, это существенно затрудняет функционирование всей системы оказания медицинской помощи [5, 6, 7].

Особенно актуально повышение знаний для врачей первичного звена (терапевт, хирург, врач общей практики). Им в своей профессиональной деятельности приходится сталкиваться с целым рядом заболеваний не только по своей основной специальности, но и другим смежным областям: урология, онкология, гинекология и т.д. [8]. Врач первичного звена должен не только знать о заболевании, но и уметь своевременно принять решение по дальнейшей маршрутизации больного. В 2014 году в связи с сокращением финансирования здравоохранения с 554 до 383 млрд. руб. в год в крупных городах РФ (Москва, Санкт-Петербург, Тверь и др.) отмечена тенденция к сокращению специалистов и коечного фонда узкого профиля (урология, гинекология, неврология, пульмонология и т.д.). В связи с этим нагрузка на врачей первичного звена возросла многократно [9].

На протяжении многих лет, согласно лицензии, Научно-исследовательский институт урологии ведет научную, образовательную и клиническую деятельность. Наряду с этим, большое внимание уделяется методической и научно-организационной работе в здравоохранении. Одним из региональных проектов института является Программа «Урология» (далее Программа), разработанная в 2009 году совместно со специалистами Воронежской Государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко при поддержке министерства здравоохранения и руководства области.

Программа «Урология» является комплексной, этапной программой оказания медицинской помощи пациентам с урологическими заболеваниями. Основные принципы данной Программы: профилактика, планирование, этапность, стандартизация, образование, консультативная помощь и контроль качества. Благодаря им удается достичь главной цели Программы – рационально использовать имеющиеся ресурсы [10]

Основное направление Программы – профилактика, представленная тремя уровнями: первичная, вторичная и третичная. Вторичная профилактика, т.е. выявление заболевания на ранних стадиях и предотвращение развития осложнений, возложено преимущественно на первичную специализированную помощь амбулаторно-поликлинического звена.

Чтобы помочь специалистам первичного звена разобраться в основных вопросах этиологии, патогенеза, диагностики, лечения и профилактики урологических и онкоурологических заболеваний, сотрудниками НИИ урологии им. Н.А.Лопаткина в рамках Программы был разработан дистанционный образовательный курс для врачейтерапевтов. Мы начали реализацию самостоятельной образовательной программы для регионов РФ, так как не смогли найти в доступной информационной среде, включая интернет, указаний на дистанционные образовательные курсы по урологии, созданные специально для врачей первичного звена.

В настоящее время программа «Урология» постоянно совершенствуется. Она полностью соответствует стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015 – 2030 гг., разработанной Минздравом России [11].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Форма дистанционного медицинского образования в России известна не так давно. В 2012 году вышел Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации», согласно статье 16 которого «реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» стала юридически правомерна [12]. Позднее данный ФЗ был дополнен Приказом Минобрнауки России № 2 от 09.01.2014 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деяельность, деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». В данном приказе уделяется большое внимание технической стороне вопроса, созданию условий для функционирования электронной информационной среды: справочных и образовательных ресурсов, справочных и телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств. Одновременно с этим приказом при создании образовательных программ предоставляется возможность обучающей организации самостоятельного определения объема аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, без отрыва от производственного процесса» [13].

НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина является одним из ведущих специализированных учреждений страны, в котором реализуется последипломное образование по урологии. За годы существования института в нем накоплен огромный опыт образовательной деятельности: подготовлены 218 ординаторов и 138 аспирантов по специальности «урология», сотни врачей прошли специализацию на рабочем месте по отдельным направлениям урологии [14].

Одним из важных направлений деятельности института является научно-методическое обеспечение медицинских учреждений России в области урологии. В ходе работы по Программе были выявлены региональные различия в уровне знаний и качестве оказания медицинской помощи пациентам с урологическими и онкоурологическими заболеваниями специалистами ЛПУ области [15]. Для решения данной проблемы в 2009 году в рамках Программы «Урология» были проведены первые дистанционные курсы для урологов. В 2014 году на специально созданной интернет-площадке UrоEdu.ru для врачей первичного звена Липецкой области был проведен образовательный курс по диагностике и лечению онкоурологических заболеваний. При его организации использован опыт и знания не только коллектива НИИ урологии, но также опыт очных курсов сотрудниками ВГМА им. Н.Н. Бурденко по обучению урологии врачей первичного звена, проводимых на территории Воронежской области.

Тематики и содержание видеокурса были специально адаптированы к уровню знаний и потребности врачей первичного звена таким образом, чтобы в доступной практически-ориентированной форме дать представление об эпидемиологии, этиологии, патогенезе, диагностике, лечении, профилактике и организации оказания этапной медицинской помощи пациентам с урологическими и онкоурологическими заболеваниями.

Основными векторами при создании видеокурса служили:

  • новые технологии в обучении;
  • дистанционное образование;
  • модульность;
  • повышение уровня образования первичного звена;
  • использование современных данных в подготовке материала;
  • адаптивность материала для врачей первичного звена.

Методика и основные этапы дистанционного образовательного курса представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Методика (основные этапы) образовательного курса с использованием дистанционных технологий

Подача заявки, регистрация: на первом этапе курсант подает заявку для прохождения образовательного курса. Для этого необходимо предварительно зарегистрироваться на образовательном портале UroEdu.ru. В течение суток после подачи заявки модератор проведения курса рассматривает, подтверждает или не подтверждает ее. В случае подтверждения курсанту предоставляется возможность прохождения образовательного курса.

Во время обучения курсант предоставляет почтой следующий пакет документов:

  1. Копия диплома о высшем профессиональном образовании;
  2. Копии документов о послевузовском обучении (интернатура, ординатура, аспирантура);
  3. Копии документов о дополнительном профессиональном образовании (профессиональная переподготовка);
  4. Копия сертификата специалиста;
  5. Копия трудовой книжки или других документов, подтверждающих стаж работы по специальности;
  6. Копии документов, подтверждающих факт изменения фамилии, имени, отчества;
  7. Заполненную анкету курсанта;
  8. Заполненное заявления на обработку персональных данных.

On-Line лекции: курс состоит из предварительно подготовленных и записанных в специальном формате (включая изображение лектора и демонстрации слайдов/видео) лекций. Первоначально для обучения открыта только первая видеолекция (рис. 2).

Промежуточное тестирование: после просмотра материала необходимо перейти в раздел «промежуточное тестирование» по соответствующей ссылке. В этом разделе в течение 5 минут необходимо ответить на 5 вопросов по материалу, прослушанной лекции. В случае успешного прохождения (не менее 60% правильных ответов) предоставляется возможность просмотра последующих лекций, выстроенных в логическом порядке (рис. 3).

Учебная литература: на протяжении всего обучения наряду с просмотром видеоматериала и прохождения тестирования курсант совершенствует свои знания, изучая научную и специальную литературу по темам видеолекций. Учебно-методический материал предоставляется организаторами курса.

Создание клинического случая: является важным элементом обучения. Курсантам предлагается ряд заранее подготовленных клинических случаев по теме занятия, после изучения которых созданный собственный клинический случай по материалу видеолекции проверяется модератором и обсуждается с другими курсантами.

Выездное совещание, обсуждение вопросов: по окончании образовательного курса сотрудниками НИИ урологии вместе с Управлением Здравоохранения региона проводит выездное совещание, куда приглашаются курсанты, успешно прошедшие образовательный курс. В ходе совещания осуществляется письменное итоговое тестирование и по его результатам производится выдача документов установленного образца о прохождении тематического совершенствования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Специалистами НИИ урологии подготовлен дистанционный образовательный видеокурс по урологии для терапевтов: «Основы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации онкоурологических заболеваний» продолжительностью 72 часа.

В создании данного образовательного курса приняли участие 12 сотрудников института – 3 доктора медицинских наук, 6 кандидатов медицинских наук и 5 инженерно-технических разработчиков. Всего в рамках данного курса подготовлено 19 видеолекций.

Каждая видеолекция создана на основе современных данных с использованием научных источников не старше 5 лет, содержит не только текстовый материал в виде слайдов, но и анимацию и/или видеоизображения, позволяющие более наглядно преподнести учебную информацию (рис. 2).

Продолжительность каждой видеолекции составляла один академический час, после чего для продолжения обучения и перехода к следующему лекционному материалу курсанту предлагалось пройти тестирование в режиме «on-line». Для выбора ответа в среднем отводилось до одной минуты (рис. 3).

Таким образом, курсант при прохождении образовательного курса в среднем затрачивал до одного часа в день для дистанционного образования. Кроме того, ему требовалось дополнительное время для работы с учебной литературой и на создание клинических случаев.

Отличительными характеристиками образовательного курса явились:

  1. Обязательная электронная регистрация на ресурсе;
  2. Исключение анонимности обучаемого – во время регистрации указываются персональные данные: фамилия, имя, отчество, страна, город и место работы, специальность;
  3. Подтверждение квалификации обучающегося;
  4. Модерация на протяжении всего курса;
  5. Интерактивный режим;
  6. Свобода в выборе времени занятий;
  7. Промежуточное тестирование в форме программ-контроля после каждой прослушанной видеолекции;
  8. Независимая автоматизированная оценка результатов тестирования, после которой открывается доступ к следующим лекциям;
  9. Этапность прохождения образовательного курса;
  10. Возможность общения с профессорско-преподавательским составом;
  11. Возможность оценки учащимися качества образовательного материала, каждой лекции и курса в целом;
  12. Привлечение в качестве преподавателей ведущих специалистов НИИ урологии; 13. Создание клинического случая по тематике прослушанной видеолекции;
  13. Проведение выездного совещания и экзамена;
  14. Выдача документа установленного образца о повышении квалификации, подписанного преподавателями курса;
  15. Длительное хранение в базе данных информации о специалистах, прошедших курс обучения и результатах тестирования;
  16. Защита персональных данных

Первый «пилотный» проект по разработанной методике был реализован для врачей первичного звена Липецкой области. Для апробации курса управлением здравоохранения Липецкой области было отобрано 30 сотрудников первичного звена (терапевты и врачи общей практики), из них: 23 – завершили образовательную программу, 4 – не прошли весь образовательный курс, 3 – отказались от обучения. Критериями отбора курсантов для прохождения образовательного курса стали:

  • специальность – врач первичного звена;
  • познания в области работы с персональным компьютером и сетью интернет;
  • наличие персонального компьютера;
  • возможность доступа в интернет (скорость интернета – от 2МБ/сек на прием).

Рис.2. Формат представления лекционного материала

Рис. 3. Образец формы промежуточного тестирования в режиме «on-line» на образовательном портале UroEdu.ru

Образовательный курс начал свою работу 10 мая 2014 года и продолжался 2 месяца. Заключительное совещание состоялось 10 июля 2014 года в актовом зале Липецкой городской больницы скорой медицинской помощи №1. В рамках совещания были рассмотрены итоги реализации образовательного курса, проведено итоговое тестирование. 23 врача-терапевта из г. Липецка, Ельца, Чаплыгина, Грязи, а также из Краснинского, Измалковского, Тербунского районов успешно прошли дистанционное обучение по программе «Урология» и получили документы установленного образца об окончании курса (рис. 4)

Рис. 4. Вручение документов установленного образца по результатам сдачи итогового тестирования, г. Липецк 10.07.2014

В рамках выездного совещания также было проведено анонимное анкетирование курсантов с целью выяснения отношения курсантов к дистанционной форме обучения и проведенному курсу.

По результатам анонимного анкетирования были получены следующие результаты:

1. 20 человек (87%) обучение осуществляли в домашних условиях, двое (8,7%) – на работе и один (4,3%) – комбинировал место учебы; 2. Трудности в прохождении обучения отметили 52,2%. Основными из указанных в графе «жалобы/предложения» явились: нехватка времени 9 (75%), сложность представленного материала 3 (25%); 3. 100% опрошенных отметили полезность и современность информации, полученной в ходе проведенного курса; 4. На вопрос о возможности дальнейшего прохождения обучения в формате дистанционного образования ответили «да» – 18 опрошенных (78,2 %), ответили «нет» -3 (13%), «сомневаюсь» -2 (8,7%).

При оценке экономической эффективности дистанционного образования установлено, что при обучении 23 врачей первичного звена в Липецкой области удалось сэкономить около 400 тыс. руб. Для сравнения была взята стоимость очного образовательного курса по урогинекологии продолжительностью 72 часа в Российской медицинской академии Постдипломного Образования, которая стоит 16 тыс. рублей для одного учащегося [16].

Предположительно, смоделировав формулу экономических затрат, можно узнать приблизительную общую стоимость курса повышения квалификации длительностью 72 часа.

  • P общ – общая стоимость прохождения курса повышения квалификации
  • P проезда – стоимость проезда транспортом к месту командировки и обратно (поезд –купе, самолет-эконом класс и т.д.)
  • n – число дней командировки
  • N – число обучаемых

Таким образом, учитывая среднюю стоимость проведения аналогичного курса в очном режиме, предположительная стоимость обучения для 23 специалистов составила 368 тыс. руб. Если к этим расходам добавить командировочные расходы на проезд в оба конца (до Москвы и обратно в среднем 5 000 рублей), найм жилья и питание (до 550 рублей в сутки) [17], то сумма увеличивается до 660,1 тыс. руб. Учитывая тот факт, что средняя стоимость проживания в крупных городах России намного больше и составляет в среднем от 1500 до 2000 руб/сут, то сумма увеличивается многократно.

В результате реализации образовательного курса на территории Липецкой области удалось добиться не только совершенствования теоретических знаний, но и существенной экономии финансовых средств.

В настоящий момент дистанционный образовательный курс по урологии для врачей первичного звена успешно реализуется в Липецкой, Калужской, Тамбовской, Воронежской, Пензенской областях, Дмитровском районе Московской области и республике Карачаево-Черкесия. Всего на данный момент прошли обучение 50 врачей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные условия требуют от медицинских работников использования новейших и актуальных знаний для оказания медицинской помощи. Дистанционное образование не является полной альтернативой очным курсам повышения квалификации, в первую очередь, когда речь идет о практических мануальных навыках. Однако, данная форма обучения все больше входит в арсенал средств медицинского образования, особенно в его теоретической части.

В НИИ урологии им. Н.А.Лопаткина разработан оригинальный программный инструментарий и метод проведения дистанционного обучения, который полностью соответствует требованиям нормативных документов. На этой основе подготовлен и успешно реализован в Липецкой области курс повышения квалификации по урологии для врачей первичного звена. Большинство обучавшихся успешно закончили курс и получили документы установленного образца. По результатам анкетирования подавляющим большинством обучающихся новая форма представления информации охарактеризована, как приемлемая. Необходимо подчеркнуть экономические преимущества дистанционного образования: его малозатратность. Это особенно актуально в ситуации экономического кризиса, «оптимизации» финансирования здравоохранения и образования. Необходимо дальнейшее совершенствование и расширение практики применения дистанционных форм медицинского последипломного образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреев А.А. Введение в Интернет-образование. М.: Логос, 2003. 45 с.
  2. Медицинское последипломное образование. // URL: http://www.spruce.ru/attestation/demands/education/education.html.
  3. Федеральный закон № 415 от 07.07.2009 (ред. от 26.12.2011) «Об утверждении Порядка организа-ции и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». // URL: http://www.1nep.ru/pro/ legislation/118650.
  4. Приказ МЗ РФ № 27918 от 29.03.2013 «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста». // URL: http://orgma.ru/files/ VRACHU/normativn_docs
  5. Аполихин О.И., Сивков А.В., Казаченко А.В., Шадеркин И.А., Шадеркина В.А., Гарманова Т.Н Дистанционные образовательные технологии в урологии: перспективы, тенденции развития. Опыт ФГБУ «НИИ урологии» Минздрава России/. // Экспериментальная и клиническая урология. 2013. N 4. С. 4-8.
  6. Питер Д. Росстат посчитал, сколько в России врачей разных специальностей. // Доктор Питер. 2014 г. URL : http://doctorpiter.ru/articles/8736.
  7. Скворцова В.И. О федеральных медучреждениях и дефиците врачей. // Форум Общероссийского народного фронта. 2013 г. // URL: http://www.przrf.ru/news/full/first_ person/Veronika-Skvortcova-ofederalnyh-med-uchrezhdeniyah/.
  8. Дьяченко В.Г. Руководство по социальной педиатрии. М. 2010. // URL:http:// www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2397.
  9. Фаляхов Р., Алексеева О., Зиганшина Н. Больницы и школы заплатят за оборону.// Газета.ru. 2012 г. URL: http://www.gazeta.ru/financial/2012/07/18/4684733.shtml.
  10. Аполихин О.И. Доклад Программа «Урология» – пример модели модернизации здравоохранения. // XII Съезд Российского общества урологов. Москва. 2013 г.
  11. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015 – 2030 гг. // http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBwQF....
  12. Федеральный закон РФ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». // URL: http://www.base.garant.ru/70291362.
  13. Приказ МЗ РФ № N 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных техно-логий при реализации образовательных программ» от 09.01.2014 (Зарегистрировано в Минюсте России 4 апреля 2014 г. N 31823). // URL: http://www.usperm.ru/library/law/1479-2.
  14. История НИИ урологии им. Н.А. Лопаткина 1979-2015 гг. 2015. URL: http://uro.ru.
  15. Шадеркин И.А. Дистанционные технологии как инструмент непрерывного медицинского образования в России // Вестник российского общества урологов 2014.| N 2. С. 2-4.
  16. Платные образовательные услуги Российской Медицинской Академии постдипломного Образования, 2015 г. // URL: http://www.rmapo.ru/addeducation/598-platnyeobrazovatelnyeuslugi.html.
  17. Постановление правительства Российской Федерации N 749 от 13 октября 2008 года «Об особенностях направления работников в служебные командировки».//URL: http://www.rg.ru/2008/10/17/komandirovka-dok.html.
Прикрепленный файлРазмер
Скачать статью949.76 кб