Дистанционное обучение – взаимодействие преподавателя и учащихся между собой на расстоянии, имеющее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [1]. Это одна из самых молодых форм образования в медицинской среде. Термин «дистанционное образование» все больше входит в обиход преподавательского состава учебных учреждений и медицинских работников. Причиной этого является необходимость постоянного пополнения и обновления знаний, полученных во время обучения в ВУЗе и организационные сложности в получении непрерывного образования. Так, курс по урологии в медицинском ВУЗе студенты проходят на 4-м году обучения, а его длительность составляет всего 38 часов, из которых 10 часов – лекций и 28 часов – практических занятий. По мнению большинства урологов этого явно недостаточно для получения необходимого объема профессиональных знаний.
Последипломное образование в нашей стране зародилось в 30-е годы XIX века, когда университеты Москвы, Казани и Киева стали практиковать обучение врачей, с целью повышения их квалификации. Также применяли стажировки в зарубежных клиниках. В 1885 году в Санкт-Петербурге был открыт первый в мире клинический институт для усовершенствования врачей, ныне Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования [2].
Медицинское последипломное образование в СССР стало единой государственной системой в 1964 году. В 1965 году все институты усовершенствования врачей были переданы Минздраву СССР, а в 1968 году – введена интернатура [2].
Поиск оптимальной модели врачебной подготовки привёл в конце 90-х годов ХХ века к признанию необходимости непрерывного медицинского последипломного образования, что выразилось в изменении парадигмы от «образование на всю жизнь» на «образование через всю жизнь» [2].
Медицинское последипломное образование можно разделить на несколько видов:
Предполагается, что в процессе трудовой деятельности, чтобы соответствовать современным требованиям, врач может освоить неограниченное число программ повышения квалификации и не реже чем 1 раз в 5 лет должен проходить курсы подтверждения квалификации, сдавая сертификационные экзамены [3, 4]. Для повышения/подтверждения квалификации ему необходимо посещение курсов повышения квалификации, минимальная продолжительность которых составляет 18 часов [5]. При этом, курсанту приходится посещать и теоретические и практические занятия очно, что связано с прямыми материальными затратами и неудобством для всех участников образовательного процесса. Не ставя под сомнение необходимость очного обучения, особенно когда это касается хирургических, технологических и практических навыков, представляется, что теоретическая часть курса может быть слушателями освоена заочно.
Следствием очной организации обучения является возникновение значительного объема непрямых затрат, обусловленных отрывом врача от лечебно-диагностического процесса, проблемами оказания своевременной и качественной помощи из-за нехватки персонала в ЛПУ, возрастанием нагрузки на других специалистов и т.п. Кроме того, немаловажной проблемой, также связанной с непрямыми затратами, является отрыв от семьи, неучастие в воспитании детей, уход за пожилыми родителями и др. В масштабах страны, где по данным Росстата в государственной системе здравоохранения работает 703 000 врачей, при условии, что согласно требованиям каждый из них периодически, 1 раз в 5 лет пройдет повышение квалификации, по расчетам до 10 000 врачей одновременно должны оставлять свое рабочее место для последипломного образования. С учетом того, что в первичном звене здравоохранения, особенно в регионах РФ, имеется дефицит медицинских кадров, это существенно затрудняет функционирование всей системы оказания медицинской помощи [5, 6, 7].
Особенно актуально повышение знаний для врачей первичного звена (терапевт, хирург, врач общей практики). Им в своей профессиональной деятельности приходится сталкиваться с целым рядом заболеваний не только по своей основной специальности, но и другим смежным областям: урология, онкология, гинекология и т.д. [8]. Врач первичного звена должен не только знать о заболевании, но и уметь своевременно принять решение по дальнейшей маршрутизации больного. В 2014 году в связи с сокращением финансирования здравоохранения с 554 до 383 млрд. руб. в год в крупных городах РФ (Москва, Санкт-Петербург, Тверь и др.) отмечена тенденция к сокращению специалистов и коечного фонда узкого профиля (урология, гинекология, неврология, пульмонология и т.д.). В связи с этим нагрузка на врачей первичного звена возросла многократно [9].
На протяжении многих лет, согласно лицензии, Научно-исследовательский институт урологии ведет научную, образовательную и клиническую деятельность. Наряду с этим, большое внимание уделяется методической и научно-организационной работе в здравоохранении. Одним из региональных проектов института является Программа «Урология» (далее Программа), разработанная в 2009 году совместно со специалистами Воронежской Государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко при поддержке министерства здравоохранения и руководства области.
Программа «Урология» является комплексной, этапной программой оказания медицинской помощи пациентам с урологическими заболеваниями. Основные принципы данной Программы: профилактика, планирование, этапность, стандартизация, образование, консультативная помощь и контроль качества. Благодаря им удается достичь главной цели Программы – рационально использовать имеющиеся ресурсы [10]
Основное направление Программы – профилактика, представленная тремя уровнями: первичная, вторичная и третичная. Вторичная профилактика, т.е. выявление заболевания на ранних стадиях и предотвращение развития осложнений, возложено преимущественно на первичную специализированную помощь амбулаторно-поликлинического звена.
Чтобы помочь специалистам первичного звена разобраться в основных вопросах этиологии, патогенеза, диагностики, лечения и профилактики урологических и онкоурологических заболеваний, сотрудниками НИИ урологии им. Н.А.Лопаткина в рамках Программы был разработан дистанционный образовательный курс для врачейтерапевтов. Мы начали реализацию самостоятельной образовательной программы для регионов РФ, так как не смогли найти в доступной информационной среде, включая интернет, указаний на дистанционные образовательные курсы по урологии, созданные специально для врачей первичного звена.
В настоящее время программа «Урология» постоянно совершенствуется. Она полностью соответствует стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015 – 2030 гг., разработанной Минздравом России [11].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Форма дистанционного медицинского образования в России известна не так давно. В 2012 году вышел Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации», согласно статье 16 которого «реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» стала юридически правомерна [12]. Позднее данный ФЗ был дополнен Приказом Минобрнауки России № 2 от 09.01.2014 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деяельность, деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». В данном приказе уделяется большое внимание технической стороне вопроса, созданию условий для функционирования электронной информационной среды: справочных и образовательных ресурсов, справочных и телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств. Одновременно с этим приказом при создании образовательных программ предоставляется возможность обучающей организации самостоятельного определения объема аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, без отрыва от производственного процесса» [13].
НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина является одним из ведущих специализированных учреждений страны, в котором реализуется последипломное образование по урологии. За годы существования института в нем накоплен огромный опыт образовательной деятельности: подготовлены 218 ординаторов и 138 аспирантов по специальности «урология», сотни врачей прошли специализацию на рабочем месте по отдельным направлениям урологии [14].
Одним из важных направлений деятельности института является научно-методическое обеспечение медицинских учреждений России в области урологии. В ходе работы по Программе были выявлены региональные различия в уровне знаний и качестве оказания медицинской помощи пациентам с урологическими и онкоурологическими заболеваниями специалистами ЛПУ области [15]. Для решения данной проблемы в 2009 году в рамках Программы «Урология» были проведены первые дистанционные курсы для урологов. В 2014 году на специально созданной интернет-площадке UrоEdu.ru для врачей первичного звена Липецкой области был проведен образовательный курс по диагностике и лечению онкоурологических заболеваний. При его организации использован опыт и знания не только коллектива НИИ урологии, но также опыт очных курсов сотрудниками ВГМА им. Н.Н. Бурденко по обучению урологии врачей первичного звена, проводимых на территории Воронежской области.
Тематики и содержание видеокурса были специально адаптированы к уровню знаний и потребности врачей первичного звена таким образом, чтобы в доступной практически-ориентированной форме дать представление об эпидемиологии, этиологии, патогенезе, диагностике, лечении, профилактике и организации оказания этапной медицинской помощи пациентам с урологическими и онкоурологическими заболеваниями.
Основными векторами при создании видеокурса служили:
Методика и основные этапы дистанционного образовательного курса представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Методика (основные этапы) образовательного курса с использованием дистанционных технологий
Подача заявки, регистрация: на первом этапе курсант подает заявку для прохождения образовательного курса. Для этого необходимо предварительно зарегистрироваться на образовательном портале UroEdu.ru. В течение суток после подачи заявки модератор проведения курса рассматривает, подтверждает или не подтверждает ее. В случае подтверждения курсанту предоставляется возможность прохождения образовательного курса.
Во время обучения курсант предоставляет почтой следующий пакет документов:
On-Line лекции: курс состоит из предварительно подготовленных и записанных в специальном формате (включая изображение лектора и демонстрации слайдов/видео) лекций. Первоначально для обучения открыта только первая видеолекция (рис. 2).
Промежуточное тестирование: после просмотра материала необходимо перейти в раздел «промежуточное тестирование» по соответствующей ссылке. В этом разделе в течение 5 минут необходимо ответить на 5 вопросов по материалу, прослушанной лекции. В случае успешного прохождения (не менее 60% правильных ответов) предоставляется возможность просмотра последующих лекций, выстроенных в логическом порядке (рис. 3).
Учебная литература: на протяжении всего обучения наряду с просмотром видеоматериала и прохождения тестирования курсант совершенствует свои знания, изучая научную и специальную литературу по темам видеолекций. Учебно-методический материал предоставляется организаторами курса.
Создание клинического случая: является важным элементом обучения. Курсантам предлагается ряд заранее подготовленных клинических случаев по теме занятия, после изучения которых созданный собственный клинический случай по материалу видеолекции проверяется модератором и обсуждается с другими курсантами.
Выездное совещание, обсуждение вопросов: по окончании образовательного курса сотрудниками НИИ урологии вместе с Управлением Здравоохранения региона проводит выездное совещание, куда приглашаются курсанты, успешно прошедшие образовательный курс. В ходе совещания осуществляется письменное итоговое тестирование и по его результатам производится выдача документов установленного образца о прохождении тематического совершенствования.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Специалистами НИИ урологии подготовлен дистанционный образовательный видеокурс по урологии для терапевтов: «Основы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации онкоурологических заболеваний» продолжительностью 72 часа.
В создании данного образовательного курса приняли участие 12 сотрудников института – 3 доктора медицинских наук, 6 кандидатов медицинских наук и 5 инженерно-технических разработчиков. Всего в рамках данного курса подготовлено 19 видеолекций.
Каждая видеолекция создана на основе современных данных с использованием научных источников не старше 5 лет, содержит не только текстовый материал в виде слайдов, но и анимацию и/или видеоизображения, позволяющие более наглядно преподнести учебную информацию (рис. 2).
Продолжительность каждой видеолекции составляла один академический час, после чего для продолжения обучения и перехода к следующему лекционному материалу курсанту предлагалось пройти тестирование в режиме «on-line». Для выбора ответа в среднем отводилось до одной минуты (рис. 3).
Таким образом, курсант при прохождении образовательного курса в среднем затрачивал до одного часа в день для дистанционного образования. Кроме того, ему требовалось дополнительное время для работы с учебной литературой и на создание клинических случаев.
Отличительными характеристиками образовательного курса явились:
Первый «пилотный» проект по разработанной методике был реализован для врачей первичного звена Липецкой области. Для апробации курса управлением здравоохранения Липецкой области было отобрано 30 сотрудников первичного звена (терапевты и врачи общей практики), из них: 23 – завершили образовательную программу, 4 – не прошли весь образовательный курс, 3 – отказались от обучения. Критериями отбора курсантов для прохождения образовательного курса стали:
Рис.2. Формат представления лекционного материала
Рис. 3. Образец формы промежуточного тестирования в режиме «on-line» на образовательном портале UroEdu.ru
Образовательный курс начал свою работу 10 мая 2014 года и продолжался 2 месяца. Заключительное совещание состоялось 10 июля 2014 года в актовом зале Липецкой городской больницы скорой медицинской помощи №1. В рамках совещания были рассмотрены итоги реализации образовательного курса, проведено итоговое тестирование. 23 врача-терапевта из г. Липецка, Ельца, Чаплыгина, Грязи, а также из Краснинского, Измалковского, Тербунского районов успешно прошли дистанционное обучение по программе «Урология» и получили документы установленного образца об окончании курса (рис. 4)
Рис. 4. Вручение документов установленного образца по результатам сдачи итогового тестирования, г. Липецк 10.07.2014
В рамках выездного совещания также было проведено анонимное анкетирование курсантов с целью выяснения отношения курсантов к дистанционной форме обучения и проведенному курсу.
По результатам анонимного анкетирования были получены следующие результаты:
1. 20 человек (87%) обучение осуществляли в домашних условиях, двое (8,7%) – на работе и один (4,3%) – комбинировал место учебы; 2. Трудности в прохождении обучения отметили 52,2%. Основными из указанных в графе «жалобы/предложения» явились: нехватка времени 9 (75%), сложность представленного материала 3 (25%); 3. 100% опрошенных отметили полезность и современность информации, полученной в ходе проведенного курса; 4. На вопрос о возможности дальнейшего прохождения обучения в формате дистанционного образования ответили «да» – 18 опрошенных (78,2 %), ответили «нет» -3 (13%), «сомневаюсь» -2 (8,7%).
При оценке экономической эффективности дистанционного образования установлено, что при обучении 23 врачей первичного звена в Липецкой области удалось сэкономить около 400 тыс. руб. Для сравнения была взята стоимость очного образовательного курса по урогинекологии продолжительностью 72 часа в Российской медицинской академии Постдипломного Образования, которая стоит 16 тыс. рублей для одного учащегося [16].
Предположительно, смоделировав формулу экономических затрат, можно узнать приблизительную общую стоимость курса повышения квалификации длительностью 72 часа.
Таким образом, учитывая среднюю стоимость проведения аналогичного курса в очном режиме, предположительная стоимость обучения для 23 специалистов составила 368 тыс. руб. Если к этим расходам добавить командировочные расходы на проезд в оба конца (до Москвы и обратно в среднем 5 000 рублей), найм жилья и питание (до 550 рублей в сутки) [17], то сумма увеличивается до 660,1 тыс. руб. Учитывая тот факт, что средняя стоимость проживания в крупных городах России намного больше и составляет в среднем от 1500 до 2000 руб/сут, то сумма увеличивается многократно.
В результате реализации образовательного курса на территории Липецкой области удалось добиться не только совершенствования теоретических знаний, но и существенной экономии финансовых средств.
В настоящий момент дистанционный образовательный курс по урологии для врачей первичного звена успешно реализуется в Липецкой, Калужской, Тамбовской, Воронежской, Пензенской областях, Дмитровском районе Московской области и республике Карачаево-Черкесия. Всего на данный момент прошли обучение 50 врачей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные условия требуют от медицинских работников использования новейших и актуальных знаний для оказания медицинской помощи. Дистанционное образование не является полной альтернативой очным курсам повышения квалификации, в первую очередь, когда речь идет о практических мануальных навыках. Однако, данная форма обучения все больше входит в арсенал средств медицинского образования, особенно в его теоретической части.
В НИИ урологии им. Н.А.Лопаткина разработан оригинальный программный инструментарий и метод проведения дистанционного обучения, который полностью соответствует требованиям нормативных документов. На этой основе подготовлен и успешно реализован в Липецкой области курс повышения квалификации по урологии для врачей первичного звена. Большинство обучавшихся успешно закончили курс и получили документы установленного образца. По результатам анкетирования подавляющим большинством обучающихся новая форма представления информации охарактеризована, как приемлемая. Необходимо подчеркнуть экономические преимущества дистанционного образования: его малозатратность. Это особенно актуально в ситуации экономического кризиса, «оптимизации» финансирования здравоохранения и образования. Необходимо дальнейшее совершенствование и расширение практики применения дистанционных форм медицинского последипломного образования.
ЛИТЕРАТУРА
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Скачать статью | 949.76 кб |