ВВЕДЕНИЕ
Современный уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) предоставляет все новые возможности их использования в различных сферах медицины [1, 2]. В последние годы заметное развитие и активное использование в практике мирового здравоохранения получили телемедицинские технологии (ТМТ), под которыми понимают дистанционное оказание медицинской, консультативно-диагностической и методической помощи, а также удаленное обучение медицинских специалистов [3].
Телемедицина – в буквальном смысле слова означает лечение на расстоянии – использование информационно-коммуникационных технологий для улучшения результатов терапии пациентов путем расширения их доступа к медицинской помощи и медицинской информации [4].
Развитие цифровых и ТМТ является одной из приоритетных задач развития российского здравоохранения [5, 6]. Современный этап их развития сопровождается постоянным совершенствованием нормативной базы. Особое значение может иметь развитие телемедицины в онкологической службе, повышая тем самым качество оказания медицинской помощи онкологическим пациентам [7, 8].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В статье подробно расписан алгоритм проведения телемедицинских консультаций (ТМК) уровня «врач - врач» по профилю «онкология» по запросам от медицинских организаций 1, 2, 3 уровней, поступающим через систему Республиканская медицинская информационно-аналитическая система Республики Башкортостан (РМИАС РБ). В соответствии с частью 1 статьи 36.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации», согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2017г. № 965н утверждены порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий [9, 10].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Тема телемедицины в России сейчас крайне актуальна в связи проходящей в настоящее время пандемией коронавирусной инфекции [11]. Диагностика и предупреждение распространения эпидемий, а также удаленное лечение больных, в настоящее время является основной задачей телемедицинского раздела оказания онкологической помощи Республики Башкортостан (РБ). Распространение коронавирусной инфекции COVID-19 стало новым вызовом и мощным толчком для бурного развития ТМТ в Республике.
Центр телемедицины
РКОД В связи с этим в Республиканском клиническом онкологическом диспансере (РКОД) г. Уфа 8.07.2019 г. был разработан алгоритм оказания медицинской помощи с применением ТМТ по профилю «онкология».
С целью повышения доступности и качества оказания квалифицированной консультативно-диагностической медицинской помощи населению РБ по профилю «онкология»; для обмена специализированной медицинской информацией и повышения квалификационного уровня медицинского персонала был создан Центр телемедицины на базе Государственного автономного учреждения здравоохранения Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Башкортостан. В задачи центра входит:
Телемедицинский центр в целях реализации возложенных на него задач осуществляет следующие основные функции:
Алгоритм оказания телемедицинских консультаций
Подготовка запроса на телемедицинскую консультацию
Необходимость ТМК определяет лечащий врач медицинской организации, в которой проходит лечение пациент.
Для проведения ТМК лечащий врач по месту лечения больного организует проведение обследования согласно стандартов обследования и клинических рекомендаций ассоциации онкоурологов России по профилю, определяет наличие показаний для направления его на врачебную телемедицинскую консультацию специалистами РКОД и формирует пакет документов посредством РМИАС: направление, информированное добровольное согласие пациента и необходимые дополнительные материалы (выписки из истории болезни, протоколы обследований и др.).
В направлении лечащий врач четко и однозначно формулирует вопросы консультанту.
Действия выполняются на АРМ врача поликлиники, стационара.
Ознакомление консультанта РКОД с заявкой
После оценки качества и целостности полученных материалов, в течение 1-2 дней, консультант отправляет подтверждение о приеме заявки в РМИАС, назначая дату и время консультации. В случае неотложной телеконсультации сроки рассмотрения заявки сокращаются до 1 дня. При невозможности проведения консультации консультант направляет лечащему врачу уведомление об отказе с указанием необходимых дополнительных сведений. В случае если врачу-консультанту не нужен сеанс видеосвязи с лечащим врачом и пациентом, он заполняет заключение в РМИАС и закрывает заявку.
Подготовка заключения и отправка лечащему врачу
Консультант рассматривает полученные материалы в установленные сроки (1-2 дня) и составляет заключение. После чего при необходимости очной консультации в РКОД назначается дата и время консультации. При необходимости проведения дополнительных обследований на тяжелом оборудовании (КТ, МРТ, радионуклидное исследование) в условиях РКОД оформляется электронное направление в день перед очной консультацией специалистом РКОД.
Получение ответа лечащим врачом и принятие решения
После ознакомления с заключением консультанта в РМИАС лечащий врач и принимает решение по дальнейшей тактике лечения и наблюдения пациента.
ИТОГИ РАБОТЫ ЗА 2020 ГОД
За 2020 год сотрудниками РКОД проведено 32 295 телемедицинских консультаций по профилю «онкология», направленных медицинскими организациями 2 и 3 уровня Республики Башкортостан (табл. 1). В марте 2020 года в амбулаторной службе РКОД в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией по распространению коронавирусной инфекции, разработан алгоритм направления пациентов в РКОД через Центр дистанционных консультаций. Принятие данного алгоритма позволило многим пациентам получить дистанционную телемедицинскую консультацию специалиста онколога РКОД в кратчайшие сроки и таким образом решить интересующие вопросы дистанционно и минимизировать количество очных консультаций.
Еженедельно в режиме видеоконференц-связи проводились и проводятся оперативные совещания с Минздравом и руководителями медицинских организаций Республики Башкортостан аналитической информации по профилю «онкология» при проведении телемедицинских консультаций с РКОД.
Центр телемедицины РКОД регулярно направляет заявки на телемедицинские консультации в национальные медицинские исследовательские центры Российской Федерации. В 2020 году в НМИЦ России направлено 254 заявки на телемедицинские консультации, из них было проведено 10 телеконсультаций в режиме видеоконференц-связи.
Формат ТМК позволяет консультантам РКОД без личного присутствия пациента ознакомиться в заявке с историей болезни, результатами проведенных обследований, позволяет оценить в первую очередь необходимость очной консультации в РКОД либо в случае предоставления полной информации о пациенте дать полноценное заключение с необходимыми рекомендациями.
С внедрением ТМК в онкологическую службу Республики Башкортостан произошло естественное укорочение сроков обследования онкологических пациентов. Дистанционное назначение необходимых обследований в один день до очного посещения профильного специалиста РКОД позволило максимально сократить сроки начиная со времени установления онкологического диагноза до проведения онкологического консилиума и начала специализированного лечения.
Таблица 1. Количество проведенных телемедицинских консультаций в ГАУЗ РКОД Минздрава Республики Башкортостан за 2018, 2019, 2020 годы
Table 1. The number of telemedicine consultations conducted at GAUZ RKOD of the Ministry of Health of the Republic of Bashkortostan for 2018, 2019, 2020
Отчетный период Reporting year |
2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|---|
Месяц Month |
Количество Number |
|||
Январь/January | 218 | |||
Февраль/February | 261 | |||
Март/March | 392 | |||
Апрель/April | 2508 | |||
Май/May | 2591 | |||
Июнь/June | 3686 | |||
Июль/July | 3705 | |||
Август/August | 4183 | |||
Сентябрь/September | 4284 | |||
Октябрь/October | 4078 | |||
Ноябрь/November | 3824 | |||
Декабрь/December | 2565 | |||
Всего/TOTAL | 131 | 3128 | 32295 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С момента начала пандемии COVID-19 количество ТМК стабильно росло вверх вплоть до сентября 2020 года. Дистанционное консультирование по профилю «онкология» позволило сократить количество очных амбулаторных приемов врачей поликлиники, что в свою очередь благотворно сказалось на степени распространения коронавирусной инфекции среди пациентов с онкологическими заболеваниями.
Таким образом, широкое внедрение телемедицины в работу онкологической службы Республики Башкортостан может оказаться мощным инструментом для оказания качественной помощи при сохранении безопасности пациентов в условиях пандемии. Влияние пандемии может превратить телеонкологию в основную практику оказания амбулаторной медицинской помощи онкологическим больным.
ЛИТЕРАТУРА
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Скачать статью | 360.14 кб |