Кризисная демографическая ситуация, возникшая в России в 90-х годах XX века, наряду со сложной политико-экономической ситуацией в стране, также может быть обусловлена снижением репродуктивного потенциала молодежи [1, 2]. Молодежь это социально-демографическая группа, имеющая определенные возрастные границы. Нижняя возрастная граница определена с 14 лет, когда наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью, а верхняя достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности, которая, как правило, наступает в возрасте от 25 до 30 лет.
Репродуктивное здоровье как категория здоровья общества является одним из основных критериев эффективности социальной и экономической политики государства, фактором национальной безопасности [3, 4]. Ухудшение состояния соматического здоровья населения и рост заболеваний органов репродуктивной системы в сочетании с демографическим кризисом объясняют повышенное внимание многих исследователей к состоянию репродуктивного здоровья [4]. Приоритетным направлением национального проекта «Здоровье» является усиление первичного амбулаторного звена здравоохранения для решения демографических проблем путем увеличения рождаемости и продолжительности жизни россиян [1, 4]. Успех решения этих вопросов зависит от ряда факторов. С одной стороны, необходимы медицинская образованность людей, их информированность и активность в сохранении собственного здоровья, а с другой адекватный уровень квалификации врачей и наличие у них информации о реальном состоянии вопроса.
Целью нашей работы была оценка мужского репродуктивного потенциала нескольких возрастных групп молодежи в Кузбассе. Дополнительно сформулированы приоритетные задачи информационно-медицинского центра репродуктивного здоровья молодежи, создание которого планируется в г. Кемерово.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Контингент обследуемых мужчин представлен тремя группами.
Первая группа состояла из 55 добровольцев репродуктивного возраста (средний возраст 27,2 ± 0,9 лет). Обследование данной группы проведено совместно с Институтом цитологии и генетики СО РАН в 2009 году в рамках проекта «Исследование репродуктивного потенциала и его гормональной регуляции у мужчин европейского и азиатского Севера в связи с изменениями среды обитания». Первые пилотные исследования проведены в городах Новосибирске, Улан-Удэ, Архангельске и Кемерово. Сотрудники медицинского центра «Эргин» совместно с ИЦиГ СО РАН принимали участие в выполнении одного из сегментов этого проекта, посвященного изучению фенотипической изменчивости репродуктивного статуса мужчин г. Кемерово. Обследование включало заполнение испытуемыми специально разработанной анкеты, осмотр урологом, исследование эякулята с помощью спермоанализатора SFA-500 и определение уровня репродуктивных гормонов ФСГ, ЛГ, тестостерона и ингибина В.
Вторую группу испытуемых составили 65 мужчин (средний возраст 29,4 ± 3,1 лет), прошедших андрологическое обследование на базе МУЗ ГБ № 1, МЦ «Эргин» в г. Кемерово в 2002 году. У данной группы для изучения параметров эякулята был использован спермограф SQA IICP (MESS).
В третью группу был включен 691 студент средне-специальных и высших учебных заведений г. Кемерово (средний возраст 19,5 ± 2,4 лет). Студенты средне-специальных учебных заведений были обследованы в ходе медицинского осмотра, а студенты вузов как по программе планового медосмотра, так и при обращении к урологу. Исследование включало анкетирование, осмотр урологом и ультразвуковое исследование органов мошонки. У 35 молодых людей старше 18 лет в программу была включена спермограмма.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе сравнительного анализа количественных и качественных показателей эякулята двух групп молодых мужчин-добровольцев, обследованных в 2002 и 2009 годах, была получена важная информация о состоянии репродуктивного здоровья. I группу составили 65 мужчин (возраст 29,4 ± 3,1 лет), а II 55 мужчин (возраст 27,2 ± 0,9 лет).
У 35 (53,8%) исследуемых I группы и у 30 (54,5%) II в анамнезе были инфекции мочеполовой системы. Варикоцеле выявлено у 4 (6,2%) в I группе и у 3 (5,5%) во II, аномалии развития органов мочеполовой системы зарегистрированы у 3 (4,6%) и 1 (1,8%) соответственно.
Таблица 1. Динамика показателей эякулята
Показатель |
Группа I (2002 г.) n = 65 |
Группа II (2009 г.) n = 55 |
Общая концентрация сперматозоидов (млн/мл) |
54,5 ± 7,2 |
44,7 ± 4,9 |
Доля прогрессивно-подвижных сперматозоидов (%) |
49,9 ± 2,7 |
39,9 ± 3,7 |
Концентрация фертильной спермы (млн/мл) |
23,0 ± 2,5 |
12,9 ± 1,9 |
Индекс фертильной спермы (%) |
43,8 ± 3,5 |
30,6 ± 4,7 |
Таблица 2. Характеристика заболеваний органов мочеполовой системы у юношей-студентов вузов г. Кемерово (2007-2009 гг.)
№ п/п |
Нозология |
Число обследованных |
1 |
Инфекции мочеполовой системы |
391 (62,1%) |
2 |
Варикоцеле |
44 (7,0%) |
3 |
Травма половых органов в анамнезе |
4 (0,6%) |
4 |
Фимоз |
21 (3,3%) |
Сравнивали четыре основных параметра эякулята: общую концентрацию сперматозоидов, долю прогрессивно подвижных сперматозоидов, концентрацию функциональной спермы и долю функциональной спермы (индекс фертильной спермы ИФС).
Результаты исследования продемонстрировали наглядное ухудшение как количественных, так и качественных показателей эякулята в течение 7 лет: общая концентрация сперматозоидов во II группе по сравнению с I уменьшилась на 9,8 млн/мл (-18,0%), доля прогрессивно-подвижных сперматозоидов снизилась на 10%, концентрация функциональной спермы на 10,1 млн/мл (-23,0%), а индекс фертильной спермы на 13,2%.
В III группе отдельно анализировались учащиеся среднеспециальных и высших учебных заведений. Подгруппа учащихся средне-специальных учебных заведений включала 61 юношу (возраст 17,2 ± 1,5 года). Средний возраст дебюта половой жизни у 45 (73,8%) из них составил 14,8 лет, а среднее число половых партнерш в анамнезе на момент опроса 7,5! Не имели сексуального опыта лишь 16 (26,2%) молодых людей. При этом хронический уретрит был диагностирован у 4 (6,6%), хронический эпидидимит у 4 (6,6%), гипоплазия яичек у 2 (3,3%), гидроцеле у 2 (3,3%), сперматоцеле у 7 (11,5%), гипоспадия у 3 (4,9%), баланопостит у 4 (6,6%) и фимоз у 3 (4,9%) обследованных. Варикоцеле выявлено у 9 (14,7%), а операция по поводу варикоцеле имела место еще у 3 (4,9%) юношей.
Следующая подгруппа 630 студентов высших учебных заведений (возраст 21,2 ± 2,7 лет). Средний возраст дебюта половой жизни у них составил 16,4 года, а число половых партнерш в анамнезе 8,2. При этом наличие инфекционновоспалительных заболеваний органов мочеполовой системы установлено у 62,1% молодых людей. Аномалии развития органов мочеполовой системы зарегистрированы у 35 (5,6%), варикоцеле у 44 (7,0%), травма половых органов в анамнезе у 4 (0,6%), фимоз у 21 (3,3%).
Кроме того, при обследовании у 41 (6,5%) молодого человека была диагностирована мочекаменная болезнь, а у 44 (7,0%) различные аномалии органов мочеполовой системы. Какие-либо урологические заболевания отсутствовали лишь у 94 (14,9%) юношей-студентов.
Анализ параметров эякулята у 35 исследуемых III группы (средний возраст 19,1 ± 1,5 лет) показал, что объем эякулята был ниже нормы у 5 (14%), азооспермия отмечалась у 2 (5,7%), олигоспермия у 7 (20%), астенозооспермия у 19 (54,3%).
ОБСУЖДЕНИЕ
Значимость мужского фактора в структуре бесплодия подтверждается большим числом исследований [5-10]. Доля мужского бесплодия достигает 30-50% [8]. Известно много факторов, приводящих к снижению фертильности мужчин. Среди них есть как неоспоримо доказанные, так и вызывающие много предположений и научных дискуссий. Например, по данным Института цитологии и генетики СО РАН, средняя концентрация сперматозоидов в эякуляте у мужчин г. Новосибирска составила около 40 млн/мл, а на Европейском Севере России около 60 млн/мл, что в 1,5-2 раза меньше, чем в странах Западной Европы и США. Приведенные данные указывают на значительные региональные различия показателей мужской фертильности, что может быть обусловлено экологическими и социальными факторами.
Фактором, определяющим возможность зачатия ребенка мужчиной, считается способность образования полноценных половых клеток сперматозоидов [11, 12]. Одним из главных показателей фертильности спермы является достаточное количество нормальных в структурном отношении сперматозоидов, имеющих поступательное движение [9]. Концентрацию морфологически нормальных сперматозоидов с быстрой поступательной подвижностью мы называем концентрацией функциональной спермы [13].
Полученные результаты характеризуют ухудшение основных показателей спермограммы за 7 лет наблюдения. Особое внимание привлекают данные о снижении фертильности в группе молодых людей среднего возраста 19,1 ± 1,5 лет. Все это диктует необходимость продолжения изучения репродуктивного потенциала молодежи, определения причин явления и возможности
влияния на этот процесс.
Первый этап проведенного нами исследования позволяет высказать предположения о причинах снижения качества эякулята у молодых людей. Во-первых, это возраст дебюта половой жизни 14-16 лет. Во-вторых, многократная смена половых партнеров, и, как следствие, от одного до пяти эпизодов инфекции, передаваемой половым путем (ИППП), в анамнезе.
Ежегодный рост ИППП ряд исследователей связывает с изменением сексуальной модели поведения, уменьшением возраста дебюта половой жизни, с резистентностью микроорганизмов, вызванной нарушениями в макрои микроэкологии, неадекватной антибактериальной терапией [14, 15, 16].
Обращает на себя внимание достаточно высокое число аномалий развития органов репродуктивной системы от 5 до 7%, которые были выявлены у молодых людей впервые в возрасте 1719 лет. Возможно, это связано с отсутствием необходимого объема знаний у врачей, которые наблюдают ребенка с рождения, а также с недостаточной информированностью родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С точки зрения демографической статистики Россия приближается к следующей волне демографического кризиса, потому что в репродуктивный возраст входит самое малочисленное поколение, которое было рождено в девяностых годах XX века. Все
перечисленное заставляет задуматься о прогнозе репродуктивного потенциала российской молодежи и о том, что большинство вопросов невозможно решить только с медицинской точки зрения. По нашему мнению, медицинские мероприятия должны осуществляться по следующим направлениям:
Исходя из того, что мальчик потенциальный отец, необходимо с раннего детства уделять больше внимания его воспитанию в духе здорового образа жизни, включая половое воспитание.
Простых и быстродействующих средств решения поставленных в настоящей статье вопросов нет. С нашей точки зрения, необходимо формирование долгосрочной социальной программы, разработанной с привлечением современных информационных технологий, учитывающей мировой опыт по созданию «Клиник, дружественных молодежи» и ориентированной на различные социальные группы молодежи.
Ключевые слова: демография, молодежь, параметры эякулята, репродуктивный прогноз. Keywords: demographics, youth, ejaculate parameters, reproductive prognosis.
ЛИТЕРАТУРА