Cовременное состояние системы здравоохранения в России связано не только с ограниченностью государственных средств, но с проблемами эффективности их использования. Негативные тенденции в отношении общественного здоровья, сложившиеся в течение последних десятилетий, определяют основные проблемы, стоящие перед системой охраны здоровья населения сегодня и в будущем [1].
Социально-экономические преобразования в обществе, связанные с изменением характера труда и структуры общественного производства, в частности, рост наукоемких, высокотехнологичных отраслей, компьютеризация рабочих мест и т.п., оказывают все большее влияние на заболеваемость населения - ожидается рост заболеваний, обусловленных нервно-психическими перегрузками, снижением иммунитета и пр. Данные факторы предъявляют все более высокие требования к здоровью граждан. В этих условиях управление здравоохранением должно быть приведено в соответствие с быстро меняющимися требованиями времени. На это обратил внимание в своем послании Президент России Владимир Владимирович Путин, где он четко обозначил стратегические направления реформирования здравоохранения, центральное место среди которых занимает вектор повышения демографического потенциала страны посредством совершенствования охраны здоровья и профилактики [2].
Основная причина реформирования здравоохранения обусловлена произошедшим увеличением расходов на здравоохранение, превосходящим по интенсивности темпы экономического роста, что связано, прежде всего, с объективными факторами – старением населения, ростом заболеваемости хроническими болезнями и инвалидности, появлением новых методов лечения и медицинских технологий, растущими ожиданиями населения [3]. Остро встал вопрос об эффективности использования имеющихся ресурсов. Начался процесс поиска альтернативных стратегий оказания медицинской помощи, ориентированных на снижение затрат при одновременном увеличении внимания к потребностям населения. Важным требованием является необходимость обеспечения такой системы охраны здоровья, которая воспринималась бы населением как главный элемент фундаментальных ценностей общества, при этом преобразования должны осуществляться таким образом, чтобы граждане не стали их заложниками.
Думая о развитии здравоохранения в каждом конкретном регионе, поднимаются вопросы: в какой мере регион обладает внутренними силами, потенциалом, как расставить приоритеты, как в условиях ограниченных ресурсов повысить эффективность их использования, как решать проблемы сегодня и в будущем? Решением данной проблемы является внедрение комплексного экономически эффективного здравоохранения и методов управления здоровьем. Здравоохранение – важная составляющая социальной и политической стабильности государства, а здоровье - большая личная ценность для каждого человека. Вместе с тем, здравоохранение является экономической системой, хотя и социально отягощенной, а также нестандартным производством здоровья, демографического потенциала, качества жизни [4].
Жизнь требует от нас адаптации и трансформации системы здравоохранения, а также воспитания населения, чтобы люди понимали, какие проблемы здоровья зависят от них самих, в какой степени здоровье зависит от государства и здравоохранения, а в чем мы должны нести солидарную ответственность. Основа такого подхода – профилактика и просвещение, формирование общественного дискурса с привлечением лидеров мнений и важнейших стейк-холдеров. Есть опыт прошлого, хорошо забытое старое – уникальная отечественная система здравоохранения, разработанная Н.А. Семашко, ставшая основой наиболее эффективных и сбалансированных мировых форматов здравоохранения.
На сегодняшний день Воронежская область имеет интересный опыт оптимизации профилактического подхода через внедрение концепции,разработанной ФГБУ «НИИ урологии» на основе принципов Н.А. Семашко. Для чистоты эксперимента было решено взять урологическое направление, чтобы на этом примере на основе доказательной медицины оценить его эффективность. Таким образом, были минимизированы погрешности в оценке результатов эксперимента [4, 5].
Подпрограмма «Урология» стала одним из блоков «Областной целевой программы развития здравоохранения Воронежской области на 2011-2015 гг.». Ее пилотная апробация началась в 2011 году и продолжается по настоящее время [6].
Суть подпрограммы заключается в организации медицинской урологической помощи согласно принципам профилактики и стандартизации, перевод медицинской помощи от принципа «обращаемости» к принципу «выявляемости», организации контроля качества медицинской помощи и оптимизации финансовых затрат государства на здравоохранение [7].
Основными целями подпрограммы являются: снижение заболеваемости, осложнений и инвалидизации больных урологического профиля, улучшение качества и доступности урологической помощи населению Воронежской области [7].
Речь идет о создании так называемой «многоуровневой системы оказания медицинской помощи», которая предполагает увеличение количества и повышение объема услуг на амбулаторнооликлиническом этапе, а также расслоение универсальной стационарной помощи по трехуровневому технологическому принципу.
Основными принципами работы системы являются:
Для выполнения поставленных задач в рамках проекта урологическая служба региона претерпела организационные изменения. Было создано 7 межрайонных урологических центров (МУЦ), на базе БУЗ ВО ВОКБ №1 открылся региональный урологический центр. Налажено четкое взаимодействие между первичным звеном (первый уровень), межрайонными урологическими центрами (второй уровень), региональным урологическим центром (третий уровень) [8].
ФГБУ «НИИ урологии» взяло на себя роль центра высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) по урологическому профилю, а также эксперта, который оценивал качество оказания помощи в регионе, осуществлял лечебно-консультативную и организационно-методическую помощь воронежским коллегам. С этой целью, сотрудниками ФГБУ «НИИ урологии» был разработан консультативный портал «Nethealth.ru», который позволяет как проводить дистанционные консилиумы с воронежскими коллегами, так и отвечать на вопросы пациентам.
С целью обучения специалистов-урологов для участия в проекте была разработана программа для всех уровней (первичное звено, МУЦ, региональный уровень) с привлечением к этому процессу местных образовательных учреждений и ресурсов НИИ урологии.
Процесс обучения непрерывен, активно применяются дистанционные технологии образования, в частности, скайп. Для проведения оценки хода выполнения подпрограммы и проведения непрерывного образовательного процесса проводятся "Школы урологии", которые собирают более 70% всех урологов области. Эти мероприятия "синхронизированы" с этапами реализации подпрограммы, т.е. предшествуют вводу каждого нового модуля. Для обеспечения высококачественного образовательного процесса на базе НИИ урологии был разработан и внедрен дистанционный медицинский образовательный портал «Uroedu.ru», что позволило значительно повысить качество образования [9].
За период реализации проекта из средств областного бюджета выделено 50 млн. рублей, что позволило оснастить межрайонные урологические центры оборудованием для трансуретральных вмешательств на нижних мочевых путях и нижних отделах мочеточников, УЗ-аппаратами с возможностью трансректального сканирования для скрининга и выполнения биопсии предстательной железы под УЗ контролем. Региональный урологический центр получил аппаратуру для дистанционной и перкутанной нефролитотрипсии, оборудование для эндоскопических вмешательств [10].
За время реализации подпрограммы получены результаты, которые говорят о практической и экономической состоятельности предложенной модели:
Приобретенное в рамках проекта оборудование работает с полной отдачей. Общее количество оперативных пособий по поводу ДГПЖ увеличилось на 75%: количество «малоинвазивных» пособий возросло в 3 раза, открытых аденомэктомий – увеличилось на 35%.
Благодаря подпрограмме «Урология» проведена модернизация урологической службы без серьезных финансовых вливаний и увеличения штатов. Изменения внедрены посредством организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи, основанной на профилактике, раннем выявлении заболеваний, стандартизации всех этапов лечебно-диагностического процесса, что позволило перейти на качественно новый уровень оказания урологической помощи в регионе. Еще одно неоспоримое достоинство данной программы в том, что она позволяет провести расчет затрат на лечение, необходимых штатов специалистов и т.д.
После начала реализации программы количество пациентов, которые нуждаются в оперативном лечении увеличилось на 105%, а затраты возросли лишь на 70%, соотношение оперативных пособий «открытые»/ТУР при ДГПЖ составило 1/1 [12].
Исходный анализ демографической ситуации в Воронежской области позволил сделать прогноз заболеваемости предстательной железы (РПЖ и ДГПЖ), он оказался следующим:
Усредненная стоимость лечения пациента с ранней формой доброкачественной гиперплазии предстательной железы, которому выполнялся ТУР предстательной железы, составляет – 20322,6 руб., в то время как при осложнененной форме заболевания выполняется открытая аденомэктомия (АЭ)и стоимость увеличивается до 52 350,4 руб.
Таким образом, в 2009 году в Воронежской области выполнено 538 радикальных оперативных вмешательств по поводу ДГПЖ, при этом соотношение оперативных пособий «открытые»/ТУР составило 2/1, на это потрачено 23 млн. рублей (табл. 1) [13].
Усредненная стоимость лечения одного пациента с локализованным раком предстательной железы (I-II стадия) составляет - 43612,1 руб., стоимость лечения пациента с III – IV стадией процесса – 1569507,5 руб. Исходя из полученных статистических данных, можно рассчитать затраты на лечение больных РПЖ в Воронежской области (табл. 2) [14].
Таким образом, на лечение пациентов РПЖ, выявленных в 2009 году, потрачено 336 млн. рублей. Примерно половина больных была выявлена в запущенной стадии заболевания. К 2011 году количество пациентов увеличилось на 35%. Всего 37% пациентов выявлены в запущенной стадии. Причем общая сумма затрат снизилась за счет возрастания количества пациентов с ранними формами заболевания. Прогноз на 2015 год говорит о том, что при условии активного раннего выявления рака предстательной железы количество больных увеличится еще на 25%, а сумма на лечение данной категории пациентов снизится на 25% за счет локализованных форм заболевания [15].
Таблица 1. Расчет стоимости лечения пациентов с ДГПЖ
2009 г. | 2011 г. | прогноз на 2015 г. | |
---|---|---|---|
Общее количество оперативных вмешательств | 538 | 1105 | 2000 |
ТУР предстательной железы % (абс.) | 30% (161) | 51% (564) | 100 (2000) |
АЭ % (абс.) | 70% (377) | 49% (541) | – |
Сумма на лечение пациентов при выполнении ТУР | 3 271 000 руб. | 11 461 000 руб. | 40 645 000 руб. |
Сумма на лечение пациентов при выполнении АЭ | 19 736 000 руб. | 28 321 000 руб. | – |
Итого | 23 007 000 руб. | 39 783 000 руб. | 40 645 000 руб. |
Таблица 2. Расчет стоимости лечения больных раком предстательной железы
2009 г. | 2011 г. | прогноз на 2015 г. | |
---|---|---|---|
Впервые выявленные пациенты | 407 (факт.) | 536 (факт.) | 700 (прогноз) |
I – II стадия % (абс.) | 50% (203) | 62% (332) | 80% (560) |
III – IV стадия % (абс.) | 50% (203) | 37% (204) | 20% (140) |
Сумма на лечение пациентов с I – II стадией | 8 853 000 руб. | 141 479 000 руб. | 24 422 000 руб. |
Сумма на лечение пациентов с III – IV стадией | 327 392 000 руб. | 320 179 000 руб. | 219 731 000 руб. |
Итого | 336 245 000 руб. | 320 179 000 руб. | 244 153 000 руб. |
Учитывая то, что рак предстательной железы является самым распространенным заболеванием мужчин пожилого возраста, данная ситуация может повлиять на продолжительность жизни мужчин данной возрастной категории. В то же время, зная прогнозируемое количество пациентов, которым потребуется хирургическое или иное лечение, можно обоснованно говорить о целесообразности увеличения или уменьшения количества профильных урологических коек в лечебных учреждениях.
В ходе реализации программы достигнуты результаты, которые позволяют:
Таким образом, правительством Воронежской области совместно с ФГБУ «НИИ урологии» на базе доказательной медицины, экономического анализа и с учетом потребности региона внедрена и успешно функционирует трехуровневая система оказания урологической медицинской помощи, основанная на принципах профилактики, активного раннего выявления заболеваний, стандартизированного подхода к диагностике и лечению [16].
Концепция профилактического здравоохранения, реализованная в подпрограмме «Урология», в полной мере соответствует требованиям времени – простота, эффективность, отсутствие больших затрат. Результат достигается за счет правильной организации процессов раннего выявления урологических заболеваний, диагностики, лечения. Основной принцип это – системный и комплексный подход. Рациональное научно-обоснованное управление может внести необходимую простоту в работу даже такой сложной многокомпонентной системы, как здравоохранение.
Опираясь на репрезентативные результаты подпрограммы «Урология», можно сказать, что она имеет большие перспективы развития. Одновременно с этим необходимо отметить, что требуются дальнейшие научные исследования в данной области, которые позволят обосновать эффективность стандартизованного комплексного подхода на основе принципов доказательной медицины. В настоящее время происходит реализация программы и в ряде других субъектов Российской Федерации.
Внедрение подобной системы позволит перевести медицинскую помощь на новый уровень – перейти от оказания помощи «по обращаемости», к принципу «по выявляемости», т.е. к плановой медицинской помощи. Это позволит более уверенно планировать государственное задание на каждый конкретный вид помощи и, как следствие, расходы на медицинскую помощь. Это позволит повысить рациональность использования финансовых средств в сфере здравоохранения, улучшит качество и доступность специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Скачать статью | 171.01 кб |