Высокая динамика развития современной цивилизации, жесткая конкуренция на рынке труда, информатизация многих сфер деятельности ставит перед системой образования новые глобальные задачи постоянного усовершенствования профессиональных знаний. Становится очевидным, что старая модель образования – «один раз на всю жизнь» становится невозможной, а традиционные модели образования уступают место инновационным. В Европе и США для поддержания своего профессионального уровня специалисты из различных областей медицины активно участвуют в дистанционных образовательных курсах [1-3]. Дистанционное образование объединяет электронные симуляции, онлайн дискуссии, лекции, контроль уровня знаний (тестирование), доступные для просмотра в любое время и с любого устройства. Получить диплом врача с помощью только дистанционного образования пока еще невозможно, да и вряд ли когда-то станет достижимым, но дать возможность врачам непрерывно учиться по своей специальности – хорошее решение в современных условиях. Крупнейшие университеты мира, такие как Оксфордский, Гарвардский, Йельский, предлагают онлайн курсы на всех этапах медицинского образования – додипломном и последипломном [4-6]. Обучение становится комбинированным – онлайн-курсы чередуются с очным посещением лекций и практических занятий – студенты и ординаторы активно используют интернет-технологии в получении знаний. Группа исследователей из Королевского колледжа Великобритании (кафедры анатомии и урологии) выполнили систематический обзор 38 статей имеющихся материалов в базах MEDLINE и EMBASE и опубликованных с 2014 года, провели идентификацию имеющихся методик онлайн обучения, оценили их эффективность в хирургических специальностях и обсудили уместность такого вида обучения в хирургии. Ученые сгруппировали все методики в 3 основные группы – теоретические лекции, преподавание хирургических навыков и разбор клинических случаев на примере виртуальных пациентов. Практически во всех публикациях говорилось об эффективности дистанционного вида обучения [7].
В опросе, проведенном в Канаде и Германии, 91% участников потратили 45% своего времени именно для дистанционного получения знаний. С этой целью ими были использованы не только онлайн лекции и семинары, но и социальные сети (23% ординаторов в течение 90 минут в месяц), мобильные приложения (54% ординаторов – 101 минута в месяц) [8]. Студенты и молодые врачи могут просматривать видеолекции из дома, кафе или библиотеки в удобное для них время. Лекции включают изучение, в том числе, и практических навыков, таких как, например, сбор анамнеза и физикальный осмотр пациента, техники выполнения различных процедур и хирургических манипуляций, разбор клинических случаев и другие [9]. Для этого созданы специальные онлайн платформы, где собраны многочисленные материалы в различных терапевтических областях медицины, такие как www.osmosis.org, http://www.oxfordmedicaleducation.com/ и другие [4,10]. Для получения права на использование в обучающем процессе медицинская программа онлайн курсов в США должна быть аккредитована Комитетом по Медицинскому Образованию (Liaison Committee for Medical Education (LCME)) [11]. Прохождение большинства курсов, лекций и практических занятий платное. Удобство заключается в том, платить за каждую лекцию можно по отдельности.
Проведенный китайскими учеными метаанализ не показал различий в обучающей эффективности открытых онлайн курсов с традиционными курсами обучения по медицинским специальностям [12]. Похожие данные были получены бразильскими специалистами, а также испанскими и немецкими исследователями, cубъективно и объективно сравнившими доступную интерактивную электронную библиотеку Moodle с традиционными лекциями по урологии для студентов-медиков [13-16].
Социальные сети (SoMe) как источник профессионального общения все еще недостаточно изучены. Попытку оценить роль их влияния на врачей предприняли ученые сразу нескольких европейских стран в своем международном мультицентровом исследовании [16]. Объектом изучения стали молодые урологи Испании, Италии, Бельгии, Португалии, Франции, Германии – всего 316 специалистов в возрасте 31,2 ± 3,9 года. Среди респондентов 99% используют социальные сети в личном и/или профессиональном ключе.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В конце 2012 года в РФ был принят и в сентябре 2013 года введен в действие новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ», в статье 16 которого говорится, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ» [17-21].
В 2002 году нами был создан информационный ресурс Uroweb.ru, который за 18 лет стал профессиональной площадкой для урологов, андрологов, онкоурологов и врачей смежных специальностей [22]. На конец декабря 2019 года на нем зарегистрировано 12502 врача, преимущественно урологов. На портале были представлены стандартные материалы в виде новостей урологии, статей, переводных абстрактов зарубежной литературы, отчетов о мероприятиях. В 2011 году ввиду накопленного большого объема видеоматериалов – записей урологических мероприятий, докладов, выступлений, было принято решение о создании первого урологического телевидения – Uro.TV, которое бы объединило и систематизировало весь видеоконтент [23,24].
В том же 2011 году нами был проведен онлайн опрос урологов (приняли участие 2353 уролога), который выяснил, что при всем имеющемся профессиональном контенте урологам не хватает образовательных видеоматериалов. Подавляющее число урологов (1800 человек, 76,5% от числа всех опрошенных) высказались за необходимость организации онлайн форм образования, которые были бы доступны для просмотра независимо от географии проживания, часового пояса, места работы и типа мобильного устройства [25].В 2012 году был проведен первый онлайн образовательный курс для врачей урологов по андрологии. За 18 часов была набрана группа 30 человек, которым в течение 5 дней был предоставлен ежедневный доступ к 5 лекциям продолжительностью 1-1,5 часа каждая. Участники могли задавать вопросы лектору после каждой лекции и сразу получить на них ответы. Явка составила 96,6%, участники, прослушавшие все лекции, получили сертификат неустановленного образца. Это был начальный опыт дистанционного формата обучения, который в дальнейшем получил активное развитие в виде отдельного образовательного портала дистанционного образования для урологов UroEdu.ru [23-25].
Целью проекта UroEdu.ru было обеспечение урологов и врачей смежных специальностей уникальными учебными материалами, созданными на основании последних достижений урологической науки, представляемыми ведущими мировыми и отечественными лидерами. Необходимо было заполнить информационные и научные пробелы в образовательной области, обеспечить потребность урологов в качественных, современных учебных материалах. Съемки лекций проводились в собственных студиях, принадлежащих Uroweb.ru и оснащенных хромокейным фоном, необходимым аудио- и видеооборудованием, освещением и сотрудниками. Съемка проводилась в удобное для преподавателей время, включая выходные дни.
Таблица 1. Курсы дистанционного образования на UroEdu.ru 2012-2019
Table 1. Distance education courses on UroEdu.ru 2012-2019
№ | Год Year |
Название курса Name of the course |
Кол-во лекций Number of lectures |
Кол-во лекторов Number of lecturers |
Кол-во лекторов с Уч. ст.: д.м.н./ к.м.н./без ст. Number of lecturers with scientific degree: Dr.Sci/PhD/ no degree |
Кол-во зарегистрированных лиц Number of registered persons |
Кол-во лиц, прослушавших 50% лекций Number of people who attended 50% of lectures |
Кол-во лиц полностью окончивших курс Number of people who completed the coursempletely |
Статус курса The course status | Платность payment |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2012 | Андрология Andrology |
5 | 1 | 1/0 | 30 | 30 | 30 | Архив Archive | Бесплатно Without payment |
2 | 2013 | Мужское бесплодие Male infertility |
7 | 7 | 5/2 | 90 | 90 | 90 | Архив Archive | Бесплатно Without payment |
3 | 2013 | Инфекции мочевых путей Urinary tract infection |
5 | 5 | 2/3 | 200 | 200 | 200 | Архив Archive | Бесплатно Without payment |
4 | 2013 | Симптомы нижних мочевых путей Symptoms of lower urinary tract |
5 | 5 | 4/1 | 218 | 218 | 218 | Архив Archive | Бесплатно Without payment |
5 | 2013 | ДГПЖ и основы реализации программы для урологов BPH and the basics of implementing the program for urologists |
8 | 8 | 2/5 | 829 | 81 | 78 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
6 | 2013 | Современный взгляд на профилактику, диагностику и лечение рака предстательной железы Modern view on prevention, diagnosis and treatment of prostate cancer |
16 | 4 | 0/3 | 957 | 37 | 36 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
7 | 2013 | Актуальные вопросы лечения заболеваний МПС у мужчин Actual issues of treatment of diseases of the genitourinary system in men |
6 | 6 | 3/3 | 982 | 90 | 88 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
8 | 2013 | Профилактика, диагностика, лечение и реабилитации уроонкологических заболеваний Prevention, diagnosis, treatment and rehabilitation of urooncological diseases |
19 | 13 | 2/11 | 710 | 46 | 45 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
9 | 2014 | Ноу-хау современной урологии Know-how of modern urology |
8 | 8 | 5/2 | 265 | 265 | 265 | Архив Archive | Бесплатно Without payment |
10 | 2014 | Визуализация в урологии Visualization in Urology |
7 | 7 | 4/3 | 157 | 141 | 141 | Архив Archive | Бесплатно Without payment |
11 | 2014 | ДГПЖ ELITE 2014: Мировой опыт BPH ELITE 2014: World experience |
5 | 1 | 1 иностр | 900 | 136 | 135 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
12 | 2014 | Ознакомительный курс по проекту NetHealth.ru Introductory course on the NetHealth.ru project |
1 | 1 | 0/0/1 | 100 | 100 | 100 | Архив Archive | Бесплатно Without payment |
13 | 2014 | Конкуренция в урологии. Как выжить и победить Competition in urology. How to survive and win |
9 | 9 | 4/3 | 368 | 257 | 256 | Архив Archive | Бесплатно Without payment |
14 | 2015 | Энурез у детей – современные подходы к диагностике и лечению Enuresis in children-modern approaches to diagnosis and treatment |
8 | 5 | 1/3/1 | 950 | 147 | 143 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
15 | 2015 | Диагностика и лечение мочекаменной болезни Diagnosis and treatment of urolithiasis |
7 | 5 | 3/2 | 192 | 174 | 174 | Архив Archive | Бесплатно Without payment |
16 | 2015 | Гипогонадизм – управление проблемой Hypogonadism – problem management |
9 | 9 | 5/4 | 1019 | 108 | 99 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
17 | 2015 | Нейроурология и уродинамика Neurourology and urodynamics |
13 | 7 | 4/3 | 1283 | 113 | 104 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
18 | 2015 | Репродуктивное здоровье мужчин Reproductive health of men |
9 | 9 | 4/5 | 583 | 432 | 432 | Архив Archive | Бесплатно Without payment |
19 | 2015 | Урология. Update 2015 Urology. Update 2015 |
8 | 7 | 5/2 | 500 | 356 | 356 | Архив Archive | Бесплатно Without payment |
20 | 2016 | Детская урология Pediatric Urology |
44 | 32 | 18/14 | 685 | 57 | 51 | Активен Active | Платно Paid |
21 | 2016 | Основы научной работы в медицине Basics of scientific work in medicine |
13 | 1 | 0/1 | 699 | 141 | 137 | Активен Active | Платно Paid |
22 | 2016 | Андрология Часть I Andrology. Part I |
24 | 16 | 7/7/2 | 579 | 47 | 45 | Активен Active | Платно Paid |
23 | 2016 | Андрология Часть II Andrology. Part II |
27 | 18 | 12/4/2 | 354 | 18 | 17 | Активен Active | Платно Paid |
24 | 2016 | Андрология Часть III Andrology. Part III |
28 | 15 | 7/8 | 350 | 18 | 17 | Активен Active | Платно Paid |
25 | 2016 | Правильный дифференциальный диагноз: опыт + искусство The correct differential diagnosis: experience + art |
5 | 1 | 0/0/1 | 943 | 245 | 233 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
26 | 2016 | Организационные и клинические аспекты телемедицины в урологии Organizational and clinical aspects of telemedicine in urology | 34 | 6 | 1/2/3 | 304 | 53 | 46 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
27 | 2016 | Мочекаменная болезнь. Взгляд 2016-2018 года Urolithiasis disease. Look 2016-2018 |
6 | 3 | 1/2 | 1137 | 566 | 531 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
28 | 2016 | Избранные аспекты нефрологии для урологов Selected Aspects of Nephrology for Urologists |
6 | 5 | 4/1 | 301 | 248 | 247 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
29 | 2016 | Детская урология для взрослых специалистов Pediatric urology for adult professionals |
8 | 8 | 3/5 | 290 | 261 | 260 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
30 | 2016 | Андрология. Перезагрузка. Andrology. Reboot |
7 | 7 | 5/2 | 475 | 358 | 357 | Архив Archive | Бесплатно Without payment |
31 | 2017 | Мужское бесплодие: диагностика, лечение, преодоление Male infertility: diagnosis, treatment, overcoming |
5 | 5 | 3/2 | 1435 | 536 | 520 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
32 | 2017 | Мануальные навыки уролога – Секреты ЭКСПЕРТОВ Manual Skills of a Urologist – Secrets of EXPERTS |
54 | 25 | 8/13/4 | 2798 | 2798 | 2798 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
33 | 2017 | Военная урология Military Urology | 11 | 1 | 0/0/1 | 295 | 64 | 64 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
34 | 2017 | Урологические заболевания: российские и международные стандарты Urological diseases: Russian and International Standards |
8 | 7 | 7/0 | 1236 | 390 | 356 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
35 | 2018 | Мужское бесплодие Male infertility |
8 | 6 | 2/3/1 | 959 | 231 | 227 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
36 | 2018 | Частная медицинская клиника: успешно и доходно Private medical clinic: successful and profitable |
26 | 1 | 0/0/1 | 525 | 52 | 46 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
37 | 2018 | Эректильная дисфункция: организа- ционные и методические аспекты Erectile dysfunction: organizational and methodological aspects |
6 | 5 | 5/0 | 791 | 251 | 182 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
38 | 2018 | Тестостерон в жизни мужчины Testosterone in a man’s life |
7 | 5 | 1/2/2 | 1120 | 392 | 392 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
39 | 2018 | Ответственное отцовство Responsible fatherhood | 5 | 5 | 1/3/1 | 802 | 262 | 262 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
40 | 2019 | МКБ. Патогенетические аспекты камнеобразования Urolithiasis. Pathogenetic aspects of stone formation |
7 | 3 | 1/2 | 629 | 133 | 124 | Активен Active | Бесплатно Without payment |
ВСЕГО Total |
489 Сред 12 Middle 12 |
27040 Cред 676 middle 676 |
10142 Сред/Middle 253 37,5% 253, 37.5% |
9902 Сред / Middle 247 36,6% Т.е. 97,6% от тех, кто прослушал 50% лекций Those, 97.6% of those who attended 50% of lectures |
В период с 2012 г. по 2019 г. нами были реализованы 40 курсов дистанционного образования (табл. 1). Количество лекций в каждом курсе было различно – минимально – 5, максимально – 54 лекции, приоритетом считался не объем курса и количество лекций или спикеров, а раскрытие темы каждого отдельного курса. Точно также не ограничивалось и время одной лекции – главным требованием было раскрытие темы. На данный момент количество лекций во всех курсах составило 489. В качестве преподавателей выступали ведущие отечественные и зарубежные урологи, имеющие ученые степени кандидата или доктора медицинских наук. Среди всех выделялись курсы, прочитанные одним преподавателем (авторские курсы), однако, большинство курсов объединили несколько спикеров.
Таким образом, в 2012 году был проведен первый пилотный онлайн курс дистанционного образования (мужское бесплодие), в 2013 году – 7 (андрология, инфекции мочевых путей, симптомы нижних мочевых путей, ДГПЖ, РПЖ, заболевания мочеполовой системы у мужчин, лечение и профилактика онкоурологических заболеваний), в 2014 – 5, в 2015 – 6, в 2016 – 11, в 2017 – 4, в 2018 году – 5, в 2019 году – 1 курс (рис. 1).
Рис. 1. UroEdu.ru – количество курсов дистанционного образования с 2012 по 2019 гг.
Fig. 1. UroEdu.ru – the number of distance learning courses from 2012 to 2019
Изначально длительность каждого курса не ограничивалась временными рамками, впоследствии курсы были ограничены пятью годами, что было связано с устареванием профессиональной информации, изменением подходов к диагностике и лечению урологических заболеваний, обновлением статистических данных. Некоторые лекции доступны до сих пор и носят уже исторический характер. Практически все курсы имеют текущий и заключительный контроль уровня знаний – тестовая система обязательна для прохождения. Уровень правильных ответов в 60% и более позволяет обучающемуся получить доступ к следующей лекции. Прослушанная лекция и правильно отвеченный тест позволяли участнику курса вернуться к этой лекции неограниченное количество раз. Каждые 3 месяца операторы call-службы обзванивали участников курса, получали обратную связь, помогая с возникшими техническими и организационными сложностями на этапе обучения и контроля знаний, узнавали мнение о курсе, качестве учебного материала, степени его сложности и современности. Каждый участник может задать вопрос, оставить отзыв, отметить качество курса по 5-балльной шкале. Авторами статьи, которые являются и организаторами описанных курсов дистанционного образования для урологов, был проанализированы все курсы за полный 8-летний период проведения – с 2012 года по 2019 гг.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Алгоритм организации курсов
За 8 лет существования ресурса профессионального постдипломного образования для урологов и врачей смежных специальностей UroEdu.ru нами было организовано и проведено 40 законченных курсов дистанционного образования по различным тематикам в урологии (табл. 1). Даже такая «узкая» специальность как урология, имеет свои субспециальности (андрология, фтизиоурология, сосудистая урология), смежные специальности (онкоурология, урогинекология, нейроурология), достаточно узкая направленность тематик курса позволила врачам выбирать именно те обучающие курсы, которые составляли их профессиональный интерес.
Алгоритм организации курса подробно описан на рисунке 2.
Рис. 2. Алгоритм организации курса дистанционного образования. Собственный опыт.
Fig. 2. The algorithm for organizing a distance education course. Own experience
Язык лекций
Официальный язык образовательного ресурса UroEdu.ru – русский. Все лекции, представленные зарубежными преподавателями, были переведены на русский язык (речь и слайды) и озвучены профессиональными дикторами, что потребовало дополнительного времени и усердия от организаторов для подробного описания терминов, расстановки ударения в словах, расшифровки и транслитерации всех аббревиатур. Это позволило обеспечить высокую техническую составляющую учебного материала и комфортное обучение участников. Такой подход позволил объединить русскоговорящих урологов всех стран на одной учебной площадке, сделав доступным получение новых знаний на родном или основном языке.
Информирование урологов о курсах – каналы продвижения
Информирование урологов о планирующемся курсе проводилось с помощью анонсирования в новостной ленте урологического информационного портала Uroweb.ru, мобильного приложения Uro+, рассылке по базе урологов РФ и зарубежья, социальных сетях (Фейсбук) и других интернет-каналах. Анонсы курсов публиковались в печатных изданиях, в частности, в Дайджесте урологии, который бесплатно раздавался на всех значимых урологических мероприятиях. Как оказалось, этого было достаточно для того, чтобы информация о курсах достигла большинства урологов и сподвигла их зарегистрироваться для их прохождения.
Число лекций
Общее число лекций во всех курсах составило 489 (минимально – 5 лекций в одном курсе, максимально – 54 лекции, среднее число – 12 лекций). Небольшие курсы из 5-7 лекций, как правило, выкладывались единым блоком, и все лекции, продолжительностью от 25 до 63 минут (средняя продолжительность 44 минуты), расположенные в логическом порядке вместе с контрольными тестами, были доступны для просмотра одномоментно. Большие курсы, такие как, «Андрология», «Мануальные навыки – секреты экспертов», «Детская урология» и др. были разделены на тематические блоки, работа над которыми продолжалась либо последовательно, либо параллельно сразу над всеми блоками. Так, курс «Андрология» изначально содержал 79 лекций, которые были разделены на 3 части – I часть «Андрологические аспекты эндокринологии, онкологии, урологии», II часть – «Мужская сексуальная дисфункция», III часть – «Нарушения мужской фертильности». Курс «Мануальные навыки уролога» был разделен на 3 части – «Диагностика урологических заболеваний», «Дренирование мочевых путей», «Малые урологические вмешательства». Такое объединение лекций по блокам позволяет врачам составить комплексное представление о проблеме. Разрозненные лекции, не объединенные единым смыслом и структурой, не смогут помочь врачу освоить целостный учебный материал.
Необходимость дополнять имеющийся теоретический материал клиническими примерами был нами опробован на ресурсе Nethealth.ru, когда участники курсов сами составляли клинические случаи, после чего собирался консилиум из организаторов, случай подробно разбирался и оценивался. Такой формат оказался очень действенным, интересным, но очень трудозатратным и трудоемким как со стороны участников курса, так и со стороны менторов. Это сильно затруднило его реализацию.
Контроль уровня знаний
Позиционируя проект Uroedu.ru как проект профессионального урологического образования, стала очевидной необходимость контроля уровня знаний. Мы рассматривали различные технические решения – от итогового теста в конце всего курса до отслеживания перемещения взгляда по экрану за определенный период времени. Последний вариант оказался технически недостижимым для нашей команды в то время. Поэтому остановились на простом и достаточно эффективном решении – тестовом контроле в конце каждой лекции в курсе. Тесты составлялись организаторами после записи лекции, вопросы в тестах строго соответствовали тексту лекции. К каждому вопросу предлагались варианты ответов с возможностью выбора одного или нескольких правильных вариантов. Правильные ответы более чем на 60% вопросов, засчитывались как положительные и участник получал автоматический доступ к следующей лекции. Еще одной возможностью повысить эффективность курсов и получаемых знаний стала возможность задать вопрос лектору и получить ответ. В большинстве курсов после его завершения мы организовывали круглый стол в онлайн режиме, в котором участвовали преподаватели курса. Все участники могли задать интересующие вопросы и тут же получить ответы. Цель такого общения – приближение преподавателя к участникам курса, стирание академических барьеров и открытость науки.
Преподавательский состав
Преподавательский состав был представлен 160 лекторами, из них отечественные специалисты – 140, иностранных – 20. Из российских преподавателей 74 были докторами медицинских наук, имели звание профессора или доцента, 85 лекторов были кандидатов медицинских наук, работали в различных НИИ или на кафедрах урологии различных медицинских ВУЗов. Исключением стали 7 специалистов, которые на момент подготовки лекций не имели научной степени, однако принимали активное участие в научной работе в своих коллективах, либо имели уникальный опыт и знания в освещаемой тематике. Применяемый формат дистанционного взаимодействия позволил исключить географию преподавателей как ограничивающий фактор в организации курсов – многие лекции были записаны дистанционно, особенно это касалось зарубежных лекторов.
Участники курсов
Общее число неуникальных участников всех лекций составило 27040 специалистов (в среднем 676 человек на 1 курс). Учитывая, что некоторые врачи были участниками нескольких курсов, нами было подсчитано количество уникальных участников, когда-либо принявших участие в курсах дистанционного образования на UroEdu.ru – 8320 уникальных специалистов. География участников представлена Российской Федерацией и зарубежными странами – Украина, Беларусь, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Грузия, Армения, страны Прибалтики, Азербайджан, Финляндия, Кабо-Верде, Германия и др. Всех участников объединяет знание русского языка.
Возрастной состав участников курсов распределяется следующим образом: 18-24 лет – 20,9%, 25-34 года – 35,5%, 35-44 года – 14%, от 45 лет и старше – 29,6%.
Активность в течение курса
После анонсирования курса с помощью различных интернет-технологий для участников открывалась регистрация на курс. Для лиц, уже зарегистрированных на Uroweb.ru и прошедших авторизацию, достаточно было нажатия кнопки «Регистрация», после чего он автоматически считался зарегистрированным на курс. Если врач был не зарегистрирован в системе Uroweb.ru, то сначала он должен был выполнить это действие, после чего регистрироваться на курс. Непосредственно после регистрации участники активно прослушивали первые лекции, после чего активность снижалась, энтузиазм заканчивался, постепенно сходя на «нет», особенно на длительных курсах. Из 27040 участников, зарегистрированных на первую лекцию, только 10142 (37,5%) участников прослушали 50% лекций курса и 9902 (36,6%) прослушали все лекции курса. Получается, что 97,6% врачей, прослушавших половину лекций курса, точно его завершают, прослушав все лекции и правильно ответив на тестовые вопросы. Это касается, в основном, только бесплатных курсов, которые заканчиваются выдачей сертификатов неустановленного образца. Нами был организован обзвон врачей операторами call-центра, как правило, звонили тем врачам, которые на длительное время не продвигались в учебном процессе, либо зарегистрировались, но не прослушали ни одной лекции. Напоминание о том, что они не завершили прохождение курса, врачи оценивали положительно и не воспринимали как навязывание или спам. Представленные цифры результатов прохождения курсов указаны с учетом дозвонов и напоминаний, иначе они были бы значительно меньше. Совсем по-другому относятся врачи к внебюджетным курсам, за участие в которых они оплатили и получили сертификат установленного образца.
Финансирование
Из 40 курсов дистанционного образования, размещенных на Uroedu.ru, только 4 (10%) проводились на платной основе («Детская урология», «Андрология» 3 части). Остальные курсы были совершенно бесплатными для участников вне зависимости от страны или региона проживания.
Такой проект как Uroedu.ru невозможно сделать без привлечения финансирования. Наш проект не поддерживался государственными структурами, грантами, бюджетными учреждениями. Финансирование осуществлялось из совокупного бюджета, созданного на основе общий поступлений с рекламы площадки, из личных средств организаторов, а также спонсорской поддержки фармацевтическими компаниями. Участие фармацевтических компаний и производителей медицинского оборудования заключалось в брендировании лекций – размещении логотипов, баннеров, рекламных модулей, информации о препаратах или компании, без вмешательства в научную суть лекций. Мы планировали получить финансовую поддержку от участников курсов, однако это оказалось недостижимым, учитывая недостаточные материальные и организационные возможности врачей, особенно из регионов, в осуществлении этого. При возможности обеспечить спонсорскую поддержку организаторы и спикеры осуществляли подготовку лекций на некоммерческой основе.
Сотрудничество с профессиональными общественными и учебными организациями
Необходимо отметить, что некоторые образовательные курсы были организованы в содружестве с профессиональными сообществами. Так, самый первый курс был поддержан Лигой специалистов по мужской репродукции во главе с профессором И.В. Виноградовым. Курс «Урологические заболевания: российские и международные стандарты» состоялся во многом благодаря Российскому обществу урологов (председатель чл.-корр. РАН Ю.Г. Аляев, исп. директор М.А. Газимиев). Курс «Андрология» в 3х частях был организован при содействии НИИ урологии им. Н.А. Лопаткина (директор чл.-корр. РАН О.И. Аполихин) и андрологического отделения Гиссенского университета имени Юстуса Либиха (Германия).
Несомненно, что объединение профессионалов как одной, так и смежных специальностей, будет расширять образовательные возможности, вносить междисциплинарный компонент в учебный материал, открывать новые знания участникам курсов.
ОБСУЖДЕНИЕ
Наш опыт позволил получить знания в организации курсов дистанционного образования и обратить внимание на те аспекты, которые редко упоминаются.
Современные технологии позволяют быстро создавать учебный материал, привлекать преподавателей вне зависимости от географии их проживания. Независимость ресурсов Uroweb.ru и UroEdu.ru, то есть отсутствие принадлежности к определенному учреждению, или его подразделению, позволила привлечь большое число коллег вне зависимости от места работы, кафедры, города, статуса или ученого звания преподавателя. Во главу угла ставилось только экспертиза конкретного специалиста в области той или иной темы, что способствовало объединению людей исключительно по профессиональным интересам. Эта же независимость позволяла быстро преодолевать юридические, экономические и идейные барьеры. Короткий путь принятия решений в организации курсов давал возможность быстрого обновления информации, ее коррекции даже уже в процессе функционирования курса. Организация курсов от самого начала обсуждения программы и до окончания съемок занимала около 2-4 месяцев, исключение составляли курсы из 10 и более лекций. Преподаватели не были скованы программой и всегда имели возможность вносить свои дополнения и изменения, которые только повышали актуальность предоставляемой информации. Программы не утверждались какими-либо профессиональными комитетами, а создавались на основании потребностей врачебного сообщества и экспертного мнения приглашенных специалистов, благодаря чему учебный материал содержал самые последние веяния урологии и ее субспециальностей и надолго сохранял свою востребованность. При появлении новых научных данных организовывались дублирующие курсы с обновленными данными. Мы обнаружили, что профессиональное сообщество способно к самоорганизации, самообновлению и самообразованию, оно готово делиться научной информацией, делать это добровольно, регулярно и безвозмездно. Заинтересованность лекторов в участии курсов в рамках проектов Uroweb.ru и UroEdu.ru крайне высока, что можно объяснить известностью и независимостью ресурсов. Попадая на эти интернет-площадки, спикер, даже не будучи сотрудником какой-то определенной кафедры или учреждения, гарантированно получал аудиторию, заинтересованную темой лекции.
Что касается аудитории, то урологи тоже дали тему для размышлений. Как показал наш опыт, участники курсов не делали акцент на получении баллов, документов установленного образца или иных, подтверждающих их участие. Главной целью было получение новых знаний от лидеров, возможности услышать мнение тех или иных преподавателей, задать им вопросы и получить ответы, возможности самим влиять на организацию будущих курсов, предлагая различные темы. Такой дистанционный формат обучения весьма удобен своей минимальной финансовой нагрузкой или ее отсутствием, возможностью обучаться без отрыва от работы, в удобное время, влияя на выбор интересующих тематик, оставляя отзывы и формируя рейтинги курсов.
КОММЕНТАРИИ АВТОРОВ
Мы не оценивали результаты программы и не сравнивали их с результатами программ, полученных оффлайн. Цель статьи – не научный анализ проведенных курсов дистанционного образования, а представление опыта их организации. Мы не противопоставляем дистанционное образование традиционным форматам постдипломного образования, а позиционируем его как хороший дополнительный метод получения профессиональных знаний в непрерывном режиме.
ВЫВОДЫ
Благодарность
Организаторы выражают искреннюю признательность отечественным ученым урологам, которые в свободное от работы и науки личное время нашли возможность подготовить уникальный лекционный материал и сделать его доступным для тысяч урологов России, стран СНГ и русскоговорящих урологов зарубежья.
Организаторы с признанием и благодарностью считают необходимым упомянуть всех преподавателей:
Абакушина Е.В., Абдеев Р.М., Абдуллин И.И., Акрамов Н.Р., Амдий Р.Э., Анохин Н.В., Антонов О.Н., Ануфриев С.А., Аполихин О.И., Ахвердиева Г.И., Ахвледиани Н.Д., Беломытцев С.В., Бешлиев Д.А., Биктимиров Р.А., Божедомов В.А., Бондаренко С.Г., Брагина Е.Е., Быков М.И., Велиев Е.И., Виноградов И.В., Владзимирский А.В., Войтко Д.А., Врублевская Е.Н., Гаджиева З.К., Газимиев М.А., Гамидов С.И., Гарманова Т.Н., Гвасалия Б.Р., Генералова Г.А., Говоров А.В., Голованов С.А., Греков Е.А., Грицкевич Е.Ю., Гуревич А.И., Гусакова Д.А., Давыдова С.С., Данилов А.О., Дерюгина Л.А., Дорофеев С.Д., Ергаков Д.В., Ефремов Е.А., Жуков О.Б., Зайцев А.В., Зеленский М.М., Золотухин О.В., Игнашин Н.С., Илюшина М., Ишанхаджаева Г.М., Казанцев А.А., Казаченко А.В., Калинченко Н.Ю., Калинченко С.Ю., Касатонова Е.В., Касян Г.Р., Котенева А.Н., Качмазов А.А., Кащенко Е.А., Кешишев Н.Г., Киселева Ю.Ю., Ковальский С.Л., Колонтарев К.Б., Константинова О.В., Корнеев И.А., Коршунов М.Н., Коршунова Е.С., Корякин А.В., Красняк С.С., Кривобородов Г.Г., Кузнецова Н.Н., Кузьмин И.В., Куликов А.О., Курило Л.Ф., Кызласов П.С., Лац П.Г., Лебедев Д.Г., Левитская М.В., Лелюк В.Ю., Локшин К.Л., Мадыкин Ю.Ю., Мазуренко Д.А., Макажанов М.А., Малих М.А., Мартов А.Г., Мельник Я.И., Меновщикова Л.Б., Меринов Д.С., Миленин К.Н., Млынчик Е.В., Монаков Д.М., Морозов Д.А., Москвин С.В., Неймарк Б.А., Никеров А.А., Николаев С.Н., Никушина А.А., Охоботов Д.А., Павлова З.Ш., Паевский А.С., Перепанова Т.С., Перепечин Д.В., Почерников Д.Г., Просянников М.Ю., Пугачев Э.В., Пулин А.А., Пушкарь Д.Ю., Раднаев Л.Г., Раснер П.И., Ромих В.В., Рощин Д.А., Русаков И.Г., Рыжков А.И., Саенко В.С., Салюков Р.В., Самсонов Ю.В., Сиволап Ю.П., Синякова Л.А., Сосновский И.Б., Соттаева З.З., Спивак Л.Г., Тарусин Д.И., Терещенко Д.В., Типцов Д.В., Тишова Ю.А., Тищенко Г.Е., Токарева Е.В., Толкач Ю.В., Тюзиков И.А., Фатихов Р.Ф., Фиев Д.Н., Федулова Н.Н., Хазан П.Л., Хромов Р.А., Царева А.В., Цой А.А., Шварц П.Г., Шныря Ю.А., Шорников П.В., Яровой С.К., Яцык С.П., Lackgren G., Tekgul S., Rita Gobet, Radmayer C., Nijman R., Goran Lackgren, Christian R., Rassweiler J., Merlini E., Manzoni G.A., Jungwirth A., Chapple C., Hans-Christian Schuppe, W. Weidner, Eric Mouleman, Stefan Schlatt, Rupre M., Madersbacher S., Drake M.
ЛИТЕРАТУРА
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Скачать статью | 357.69 кб |