Cогласно паспорту национального проекта «Здравоохранение», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года, одной из целей проекта является ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Уже выполняется федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». При его завершении в стране численность врачей, работающих в государственных и муниципальных медицинских организациях, составит в 2024 году 598 тысяч человек, что на 9% превысит количество врачей в 2017 году. Численность же средних медицинских работников, работающих в государственных и муниципальных медицинских организациях страны, составит в 2024 году 1385 тысяч человек, что на 9,4% превысит количество этих специалистов в 2017 году. Таким образом, соотношение численности «врач – средний медицинский персонал» в государственных и муниципальных медицинских организациях страны составит – 1:2,32.
Правительством города Москвы и Департаментом здравоохранения города Москвы также выполняется региональный проект города Москвы «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения города Москвы квалифицированными кадрами». В результате его завершения в 2024 году численность врачей, работающих в государственных и муниципальных медицинских организациях города Москвы, составит 52 598 человек. Численность же средних медицинских работников, работающих в государственных и муниципальных медицинских организациях города Москвы, составит в том же году 85 903 человек. Таким образом, соотношение численности «врач – средний медицинский персонал» в государственных и муниципальных медицинских организациях города Москвы составит – 1:1,63.
Обеспеченность врачами, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях города Москвы, на 10 000 населения составит в 2024 году 40,7 человека. Обеспеченность же средними медицинскими работниками, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях города Москвы, на 10 000 населения составит в 2024 году 66,4 человека. Следовательно, соотношение обеспеченности «врач – средний медицинский персонал» в государственных и муниципальных медицинских организациях города Москвы на 10 000 населения составит также – 1:1,63.
В 2015 году в системе Министерства здравоохранения Российской Федерации соотношение врачей общей практики к медицинским сестрам общей практики составляло 1:1,46. Было предложено увеличить это соотношение до 1:2 и разработана организационно-функциональная модель процесса общей врачебной практики в условиях города, включающая врача общей практики, фельдшера, медицинскую сестру общей практики и при необходимости медицинского регистратора [1].
Анкетирование 122 медицинских сестер поликлиник, участвующих в программе реорганизации «Московский стандарт поликлиники», позволило установить, что реорганизация этой программы была позитивно воспринята сестринским персоналом. Выявлены также существующие проблемные зоны: недостаточная компетентность медицинских сестер в части патронажа маломобильного населения, дежурства в диспетчерской службе вызова врача на дом, ограничения возможностей профессионального и карьерного роста и повышения престижа профессии [2].
Необходимо отметить, что как в нашей стране, так и за рубежом широко рассматривается проблема повышения роли среднего медицинского персонала в процессе медицинского обеспечения населения.
Эксперты по вопросам политики в области здравоохранения и руководители медицинских сестер признали, что растущая глобальная нехватка медицинских сестер ведет к возникновению новых проблем для систем здравоохранения во всем мире.
В Российской Федерации разработан план мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию профессиональной деятельности среднего медицинского персонала в целях расширения функций специалистов со средним медицинским образованием и повышения роли этих специалистов в современной системе здравоохранения на основе пересмотра функциональных обязанностей и формирования новой организационно-правовой модели деятельности [3].
Анализ изучения зарубежного опыта деятельности среднего медицинского персонала показал, что рациональное использование сестринских кадров приведет не только к значительному улучшению доступности и качества медицинской помощи, но и к более эффективному использованию при этом финансовых и человеческих ресурсов [4].
В Швейцарии создан уникальный институт медсестер, которые имеют очень высокий уровень медицинской подготовки: они самостоятельно назначают и отменяют лекарства, работают на технологичном оборудовании и даже могут оказать психологическую помощь при необходимости [5].
В результате сравнительного изучения деятельности медицинских сестер общей практики Центра семейной медицины Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования и отделения общей врачебной практики города Кентербери было установлено, что медицинские сестры общей практики в Великобритании обладают относительно большей самостоятельностью в команде «врач – медицинская сестра». Соответствующее обучение, наличие клинических рекомендаций и алгоритмов позволяет этим медицинским сестрам оказывать медицинскую помощь многим пациентам без привлечения врача [6].
Кроме того, в Австралии определяют соотношение не только врач – медицинская сестра, но и соотношение медицинская сестра-койка в стационаре в зависимости от дня недели и времени суток (утро, вечер, ночь). Например, при интенсивном поступлении пациентов медицинская сестра приемного покоя должна обслуживать 7 коек и владеть основными профессиональными навыками [7].
Выявлено, что взаимодействие врача и медицинской сестры осуществляется бесконфликтно, если они соблюдают субординацию, выражают взаимоуважение и придерживаются командного стиля работы. Для построения доброжелательных отношений между сотрудниками руководству медицинских организаций нужно устранять причины типичных конфликтных ситуаций и предотвращать возможные служебные инциденты [8].
Предлагается в условиях реформирования здравоохранения в стране изменить традиционно сложившиеся в системе здравоохранения взаимоотношения «врач — медицинская сестра» и перейти от модели «медицинская сестра – помощник врача» к модели «медицинская сестра – союзник врача», а также повысить роль сестринского персонала при управлении медицинской организации [9].
В связи с этим представляет научный интерес изучение особенностей совместной деятельности и соотношения «врач – средний медицинский персонал» в настоящее время как в государственной системе здравоохранения города Москвы, так и в стране в целом.
СООТНОШЕНИЕ «ВРАЧ – СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ» В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Показатель «соотношение врачей и средних медицинских работников» предназначен для оценки степени оптимальности кадрового состава медицинских организаций системы здравоохранения и определяется как отношение общего количества средних медицинских работников к общему количеству врачей.
Рекомендуемое Всемирной организацией здравоохранения соотношение численности врачей и среднего медицинского персонала составляет 1:4. Тем не менее, в 2012-2015 гг. значения этого показателя в различных странах колебались от 1:2 до 1:6 и в большинстве стран не соответствовало рекомендациям ВОЗ (табл. 1) [10,11].
Таблица 1. Соотношение численности врачей и среднего медицинского персонала в ряде стран в 2012 и 2015 гг.
Table 1. The ratio of the number of doctors and the average medical personnel in a number of countries in 2012 and 2015
Страна Country |
2012 | 2015 |
---|---|---|
Рекомендации ВОЗ WHO recommendations |
1:4 | |
Япония Japan |
1:4,4 | 1:4,6 |
Германия Germany |
1:2,9 | 1:4,6 |
Норвегия Norway |
1:4,2 | 1:3,9 |
Великобритания Great Britain |
1:3,8 | 1:2,8 |
Польша Poland |
1:2,4 | 1:2,2 |
Россия Russia |
1:2,15 | 1:2,2 |
Турция Turkey |
1:1,2 | 1:1,1 |
Испания Spain |
1:2 | 1:1,4 |
Согласно Государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 294, одним из ожидаемых результатов Программы было установление соотношения врачей и среднего медицинского персонала на уровне 1:3 к 2020 году. При этом планировалось, что в 2014 году этот показатель составит 1:2,18; в 2015 – 1:2,2; в 2016 – 1:2,3; в 2017 – 2,5; в 2018 – 2,7; в 2019 – 2,9 [12].
Концепция развития здравоохранения до 2020 года предусматривала постепенное повышение доли среднего медицинского персонала до достижения соотношения врачей и среднего медицинского персонала 1:3–5; достижение соотношения численности врачей и среднего медицинского персонала 1:7–8 для патронажной службы Российской Федерации [13].
Имеется экспертное мнение, что в настоящее время при относительном дефиците врачей и медицинских сестер в амбулаторно-поликлинических медицинских организациях и на «скорой помощи» отмечается достаточное их количество в стационарах [14].
Также стоит отметить, что соотношение уровня численности штатных должностей врачей и среднего медицинского персонала в конкретной медицинской организации может варьировать в зависимости от ее профиля.
Так, например, Центральным научно-исследовательским институтом информатизации и организации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации разработаны методические рекомендации «Определение оптимального соотношения врачебного/ среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и специализированных служб» (направлены письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 октября 2012 года N 16-5/10/2-3238), содержащие способы расчета ряда соответствующих показателей, в том числе соотношения штатных должностей врачей и прочего персонала в различных учреждениях здравоохранения, а также сводную таблицу для оценки их оптимального соотношения.
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) численность среднего медицинского персонала (медицинских сестер, фельдшеров) на одного врача в 2017 году в Российской Федерации составила 2,2 человека [15].
СООТНОШЕНИЕ «ВРАЧ – СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ» В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Для Москвы паспортом подпрограммы «Кадровое обеспечение государственной системы здравоохранения города Москвы» Государственной программы города Москвы «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)» на 2012-2020 годы было предусмотрено достижение соотношения врачей и средних медицинских работников: в 2014 году – 1:1,9; в 2015 – 1:2,0; в 2016 – 1:2,1; в 2017 – 1:2,2; в 2018 – 1:2,2; в 2019 – 1:2,4; в 2020 – 1:2,5 [16].
Если в стране относительно 2013 года в 2017 году соотношение «врач – средний медицинский персонал» увеличилось на 1,4% и составило 1:2,19, то в Москве – уменьшилось на 9,7% и составило 1: 1,64.
Динамика соотношения «врач – средний медицинский персонал» в период с 2013 по 2017 годы в стране и государственной системе здравоохранения города Москвы на 10 000 человек населения представлена на рисунке 1 [17].
Рис. 1. Динамика соотношения «врач – средний медицинский персонал» на 10 000 человек населения в России и в государственной системе здравоохранения города Москвы за период 2013 – 2017 годы
Fig. 1. The dynamics of the ratio «doctor – nursing staff» per 10,000 people in Russia and in the state healthcare system of Moscow for the period 2013 – 2017
В стране относительно 2013 года в 2017 году соотношение «врач – средний медицинский персонал» на 10 000 человек населения увеличилось на 4,3% и составило 1:2,19, в Москве это соотношение уменьшилось на 8,9% и составило 1: 1,64.
Cпециалисты в области организации здравоохранения считают, что недостаточное соотношение «врач – средний медицинский персонал» приводит к следующим негативным последствиям:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Наряду с проблемой обоснования оптимального соотношения в системе «врач – медицинская сестра» по различным медицинским специальностям, также открыт вопрос, сколько пациентов должно приходиться на 1 медицинскую сестру (палатную, постовую, перевязочной, процедурной).
В целях оптимизации соотношения «врач – средний медицинский персонал» в медицинской организации необходимо провести анализ следующих показателей:
Результаты выполненного анализа позволят определить состояние укомплектованности штатов и состава медицинских кадров, оценить их соответствие нормативным значениям и разработать соответствующие рекомендации по оптимизации кадровых ресурсов, что, несомненно, позволит повысить как качество оказываемой врачами и средними медицинскими работниками медицинской помощи населению, так и состояние здоровья самих работников здравоохранения.
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Скачать статью | 324.94 кб |