18+

 

Номер №1, 2020 - стр. 12-21

Дистанционное образование в медицине: опыт урологов 2012-2019 гг. DOI: 10.29188/2222-8543-2020-12-1-12-21

Для цитирования: Шадеркин И.А., Шадеркина В.А.. Дистанционное образование в медицине: опыт урологов 2012-2019 гг. Экспериментальная и клиническая урология 2020; (1):12-21
Шадеркин И.А., Шадеркина В.А.
Сведения об авторах:
  • Шадеркин И.А. – к.м.н., заведующий лабораторией электронного здравоохранения Института цифровой медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова;  Author ID 695560.
  • Шадеркина В.А. – научный редактор урологического информационного портала UroWeb.ru,  Author ID 880571.
4083

Высокая динамика развития современной цивилизации, жесткая конкуренция на рынке труда, информатизация многих сфер деятельности ставит перед системой образования новые глобальные задачи постоянного усовершенствования профессиональных знаний. Становится очевидным, что старая модель образования – «один раз на всю жизнь» становится невозможной, а традиционные модели образования уступают место инновационным. В Европе и США для поддержания своего профессионального уровня специалисты из различных областей медицины активно участвуют в дистанционных образовательных курсах [1-3]. Дистанционное образование объединяет электронные симуляции, онлайн дискуссии, лекции, контроль уровня знаний (тестирование), доступные для просмотра в любое время и с любого устройства. Получить диплом врача с помощью только дистанционного образования пока еще невозможно, да и вряд ли когда-то станет достижимым, но дать возможность врачам непрерывно учиться по своей специальности – хорошее решение в современных условиях. Крупнейшие университеты мира, такие как Оксфордский, Гарвардский, Йельский, предлагают онлайн курсы на всех этапах медицинского образования – додипломном и последипломном [4-6]. Обучение становится комбинированным – онлайн-курсы чередуются с очным посещением лекций и практических занятий – студенты и ординаторы активно используют интернет-технологии в получении знаний. Группа исследователей из Королевского колледжа Великобритании (кафедры анатомии и урологии) выполнили систематический обзор 38 статей имеющихся материалов в базах MEDLINE и EMBASE и опубликованных с 2014 года, провели идентификацию имеющихся методик онлайн обучения, оценили их эффективность в хирургических специальностях и обсудили уместность такого вида обучения в хирургии. Ученые сгруппировали все методики в 3 основные группы – теоретические лекции, преподавание хирургических навыков и разбор клинических случаев на примере виртуальных пациентов. Практически во всех публикациях говорилось об эффективности дистанционного вида обучения [7].

В опросе, проведенном в Канаде и Германии, 91% участников потратили 45% своего времени именно для дистанционного получения знаний. С этой целью ими были использованы не только онлайн лекции и семинары, но и социальные сети (23% ординаторов в течение 90 минут в месяц), мобильные приложения (54% ординаторов – 101 минута в месяц) [8]. Студенты и молодые врачи могут просматривать видеолекции из дома, кафе или библиотеки в удобное для них время. Лекции включают изучение, в том числе, и практических навыков, таких как, например, сбор анамнеза и физикальный осмотр пациента, техники выполнения различных процедур и хирургических манипуляций, разбор клинических случаев и другие [9]. Для этого созданы специальные онлайн платформы, где собраны многочисленные материалы в различных терапевтических областях медицины, такие как www.osmosis.org, http://www.oxfordmedicaleducation.com/ и другие [4,10]. Для получения права на использование в обучающем процессе медицинская программа онлайн курсов в США должна быть аккредитована Комитетом по Медицинскому Образованию (Liaison Committee for Medical Education (LCME)) [11]. Прохождение большинства курсов, лекций и практических занятий платное. Удобство заключается в том, платить за каждую лекцию можно по отдельности.

Проведенный китайскими учеными метаанализ не показал различий в обучающей эффективности открытых онлайн курсов с традиционными курсами обучения по медицинским специальностям [12]. Похожие данные были получены бразильскими специалистами, а также испанскими и немецкими исследователями, cубъективно и объективно сравнившими доступную интерактивную электронную библиотеку Moodle с традиционными лекциями по урологии для студентов-медиков [13-16].

Социальные сети (SoMe) как источник профессионального общения все еще недостаточно изучены. Попытку оценить роль их влияния на врачей предприняли ученые сразу нескольких европейских стран в своем международном мультицентровом исследовании [16]. Объектом изучения стали молодые урологи Испании, Италии, Бельгии, Португалии, Франции, Германии – всего 316 специалистов в возрасте 31,2 ± 3,9 года. Среди респондентов 99% используют социальные сети в личном и/или профессиональном ключе.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В конце 2012 года в РФ был принят и в сентябре 2013 года введен в действие новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ», в статье 16 которого говорится, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ» [17-21].

В 2002 году нами был создан информационный ресурс Uroweb.ru, который за 18 лет стал профессиональной площадкой для урологов, андрологов, онкоурологов и врачей смежных специальностей [22]. На конец декабря 2019 года на нем зарегистрировано 12502 врача, преимущественно урологов. На портале были представлены стандартные материалы в виде новостей урологии, статей, переводных абстрактов зарубежной литературы, отчетов о мероприятиях. В 2011 году ввиду накопленного большого объема видеоматериалов – записей урологических мероприятий, докладов, выступлений, было принято решение о создании первого урологического телевидения – Uro.TV, которое бы объединило и систематизировало весь видеоконтент [23,24].

В том же 2011 году нами был проведен онлайн опрос урологов (приняли участие 2353 уролога), который выяснил, что при всем имеющемся профессиональном контенте урологам не хватает образовательных видеоматериалов. Подавляющее число урологов (1800 человек, 76,5% от числа всех опрошенных) высказались за необходимость организации онлайн форм образования, которые были бы доступны для просмотра независимо от географии проживания, часового пояса, места работы и типа мобильного устройства [25].В 2012 году был проведен первый онлайн образовательный курс для врачей урологов по андрологии. За 18 часов была набрана группа 30 человек, которым в течение 5 дней был предоставлен ежедневный доступ к 5 лекциям продолжительностью 1-1,5 часа каждая. Участники могли задавать вопросы лектору после каждой лекции и сразу получить на них ответы. Явка составила 96,6%, участники, прослушавшие все лекции, получили сертификат неустановленного образца. Это был начальный опыт дистанционного формата обучения, который в дальнейшем получил активное развитие в виде отдельного образовательного портала дистанционного образования для урологов UroEdu.ru [23-25].

Целью проекта UroEdu.ru было обеспечение урологов и врачей смежных специальностей уникальными учебными материалами, созданными на основании последних достижений урологической науки, представляемыми ведущими мировыми и отечественными лидерами. Необходимо было заполнить информационные и научные пробелы в образовательной области, обеспечить потребность урологов в качественных, современных учебных материалах. Съемки лекций проводились в собственных студиях, принадлежащих Uroweb.ru и оснащенных хромокейным фоном, необходимым аудио- и видеооборудованием, освещением и сотрудниками. Съемка проводилась в удобное для преподавателей время, включая выходные дни.

Таблица 1. Курсы дистанционного образования на UroEdu.ru 2012-2019
Table 1. Distance education courses on UroEdu.ru 2012-2019

Год
Year
Название
курса
Name of the course
Кол-во лекций
Number of lectures
Кол-во лекторов
Number of lecturers
Кол-во лекторов с
Уч. ст.: д.м.н./ к.м.н./без ст.
Number of lecturers with scientific degree: Dr.Sci/PhD/ no degree
Кол-во
зарегистрированных
лиц
Number of
registered
persons
Кол-во лиц, прослушавших 50% лекций
Number of people
who attended 50% of lectures
Кол-во лиц
полностью окончивших курс
Number of people who completed the coursempletely
Статус курса The course status Платность payment
1 2012 Андрология
Andrology
5 1 1/0 30 30 30 Архив Archive Бесплатно Without payment
2 2013 Мужское бесплодие
Male infertility
7 7 5/2 90 90 90 Архив Archive Бесплатно Without payment
3 2013 Инфекции мочевых путей
Urinary tract infection
5 5 2/3 200 200 200 Архив Archive Бесплатно Without payment
4 2013 Симптомы нижних мочевых путей
Symptoms of lower urinary tract
5 5 4/1 218 218 218 Архив Archive Бесплатно Without payment
5 2013 ДГПЖ и основы реализации программы для урологов
BPH and the basics of implementing the program for urologists
8 8 2/5 829 81 78 Активен Active Бесплатно Without payment
6 2013 Современный взгляд на профилактику, диагностику и лечение рака предстательной железы
Modern view on prevention, diagnosis and treatment of prostate cancer
16 4 0/3 957 37 36 Активен Active Бесплатно Without payment
7 2013 Актуальные вопросы лечения заболеваний МПС у мужчин
Actual issues of treatment of diseases of the genitourinary system in men
6 6 3/3 982 90 88 Активен Active Бесплатно Without payment
8 2013 Профилактика, диагностика, лечение и реабилитации уроонкологических заболеваний
Prevention, diagnosis, treatment and rehabilitation of urooncological diseases
19 13 2/11 710 46 45 Активен Active Бесплатно Without payment
9 2014 Ноу-хау современной урологии
Know-how of modern urology
8 8 5/2 265 265 265 Архив Archive Бесплатно Without payment
10 2014 Визуализация в урологии
Visualization in Urology
7 7 4/3 157 141 141 Архив Archive Бесплатно Without payment
11 2014 ДГПЖ ELITE 2014: Мировой опыт
BPH ELITE 2014: World experience
5 1 1 иностр 900 136 135 Активен Active Бесплатно Without payment
12 2014 Ознакомительный курс по проекту NetHealth.ru
Introductory course on the NetHealth.ru project
1 1 0/0/1 100 100 100 Архив Archive Бесплатно Without payment
13 2014 Конкуренция в урологии. Как выжить и победить
Competition in urology. How to survive and win
9 9 4/3 368 257 256 Архив Archive Бесплатно Without payment
14 2015 Энурез у детей – современные подходы к диагностике и лечению
Enuresis in children-modern approaches to diagnosis and treatment
8 5 1/3/1 950 147 143 Активен Active Бесплатно Without payment
15 2015 Диагностика и лечение мочекаменной болезни
Diagnosis and treatment of urolithiasis
7 5 3/2 192 174 174 Архив Archive Бесплатно Without payment
16 2015 Гипогонадизм – управление проблемой
Hypogonadism – problem management
9 9 5/4 1019 108 99 Активен Active Бесплатно Without payment
17 2015 Нейроурология и уродинамика
Neurourology and urodynamics
13 7 4/3 1283 113 104 Активен Active Бесплатно Without payment
18 2015 Репродуктивное здоровье мужчин
Reproductive health of men
9 9 4/5 583 432 432 Архив Archive Бесплатно Without payment
19 2015 Урология.
Update 2015 Urology. Update 2015
8 7 5/2 500 356 356 Архив Archive Бесплатно Without payment
20 2016 Детская урология
Pediatric Urology
44 32 18/14 685 57 51 Активен Active Платно Paid
21 2016 Основы научной работы в медицине
Basics of scientific work in medicine
13 1 0/1 699 141 137 Активен Active Платно Paid
22 2016 Андрология Часть I
Andrology. Part I
24 16 7/7/2 579 47 45 Активен Active Платно Paid
23 2016 Андрология Часть II
Andrology. Part II
27 18 12/4/2 354 18 17 Активен Active Платно Paid
24 2016 Андрология Часть III
Andrology. Part III
28 15 7/8 350 18 17 Активен Active Платно Paid
25 2016 Правильный дифференциальный диагноз: опыт + искусство
The correct differential diagnosis: experience + art
5 1 0/0/1 943 245 233 Активен Active Бесплатно Without payment
26 2016 Организационные и клинические аспекты телемедицины в урологии Organizational and clinical aspects of telemedicine in urology 34 6 1/2/3 304 53 46 Активен Active Бесплатно Without payment
27 2016 Мочекаменная болезнь. Взгляд 2016-2018 года
Urolithiasis disease. Look 2016-2018
6 3 1/2 1137 566 531 Активен Active Бесплатно Without payment
28 2016 Избранные аспекты нефрологии для урологов
Selected Aspects of Nephrology for Urologists
6 5 4/1 301 248 247 Активен Active Бесплатно Without payment
29 2016 Детская урология для взрослых специалистов
Pediatric urology for adult professionals
8 8 3/5 290 261 260 Активен Active Бесплатно Without payment
30 2016 Андрология. Перезагрузка.
Andrology. Reboot
7 7 5/2 475 358 357 Архив Archive Бесплатно Without payment
31 2017 Мужское бесплодие: диагностика, лечение, преодоление
Male infertility: diagnosis, treatment, overcoming
5 5 3/2 1435 536 520 Активен Active Бесплатно Without payment
32 2017 Мануальные навыки уролога – Секреты ЭКСПЕРТОВ
Manual Skills of a Urologist – Secrets of EXPERTS
54 25 8/13/4 2798 2798 2798 Активен Active Бесплатно Without payment
33 2017 Военная урология Military Urology 11 1 0/0/1 295 64 64 Активен Active Бесплатно Without payment
34 2017 Урологические заболевания: российские и международные стандарты
Urological diseases: Russian and International Standards
8 7 7/0 1236 390 356 Активен Active Бесплатно Without payment
35 2018 Мужское бесплодие
Male infertility
8 6 2/3/1 959 231 227 Активен Active Бесплатно Without payment
36 2018 Частная медицинская клиника: успешно и доходно
Private medical clinic: successful and profitable
26 1 0/0/1 525 52 46 Активен Active Бесплатно Without payment
37 2018 Эректильная дисфункция: организа- ционные и методические аспекты
Erectile dysfunction: organizational and methodological aspects
6 5 5/0 791 251 182 Активен Active Бесплатно Without payment
38 2018 Тестостерон в жизни мужчины
Testosterone in a man’s life
7 5 1/2/2 1120 392 392 Активен Active Бесплатно Without payment
39 2018 Ответственное отцовство Responsible fatherhood 5 5 1/3/1 802 262 262 Активен Active Бесплатно Without payment
40 2019 МКБ. Патогенетические аспекты камнеобразования

Urolithiasis. Pathogenetic aspects of stone formation
7 3 1/2 629 133 124 Активен Active Бесплатно Without payment
    ВСЕГО
Total
489 Сред 12
Middle 12
    27040
Cред 676
middle 676
10142 Сред/Middle 253 37,5%
253, 37.5%
9902
Сред / Middle 247
36,6%
Т.е. 97,6% от тех, кто прослушал 50% лекций
Those, 97.6% of those who attended 50% of lectures
   

В период с 2012 г. по 2019 г. нами были реализованы 40 курсов дистанционного образования (табл. 1). Количество лекций в каждом курсе было различно – минимально – 5, максимально – 54 лекции, приоритетом считался не объем курса и количество лекций или спикеров, а раскрытие темы каждого отдельного курса. Точно также не ограничивалось и время одной лекции – главным требованием было раскрытие темы. На данный момент количество лекций во всех курсах составило 489. В качестве преподавателей выступали ведущие отечественные и зарубежные урологи, имеющие ученые степени кандидата или доктора медицинских наук. Среди всех выделялись курсы, прочитанные одним преподавателем (авторские курсы), однако, большинство курсов объединили несколько спикеров.

Таким образом, в 2012 году был проведен первый пилотный онлайн курс дистанционного образования (мужское бесплодие), в 2013 году – 7 (андрология, инфекции мочевых путей, симптомы нижних мочевых путей, ДГПЖ, РПЖ, заболевания мочеполовой системы у мужчин, лечение и профилактика онкоурологических заболеваний), в 2014 – 5, в 2015 – 6, в 2016 – 11, в 2017 – 4, в 2018 году – 5, в 2019 году – 1 курс (рис. 1).

Рис. 1. UroEdu.ru – количество курсов дистанционного образования с 2012 по 2019 гг.
Fig. 1. UroEdu.ru – the number of distance learning courses from 2012 to 2019

Изначально длительность каждого курса не ограничивалась временными рамками, впоследствии курсы были ограничены пятью годами, что было связано с устареванием профессиональной информации, изменением подходов к диагностике и лечению урологических заболеваний, обновлением статистических данных. Некоторые лекции доступны до сих пор и носят уже исторический характер. Практически все курсы имеют текущий и заключительный контроль уровня знаний – тестовая система обязательна для прохождения. Уровень правильных ответов в 60% и более позволяет обучающемуся получить доступ к следующей лекции. Прослушанная лекция и правильно отвеченный тест позволяли участнику курса вернуться к этой лекции неограниченное количество раз. Каждые 3 месяца операторы call-службы обзванивали участников курса, получали обратную связь, помогая с возникшими техническими и организационными сложностями на этапе обучения и контроля знаний, узнавали мнение о курсе, качестве учебного материала, степени его сложности и современности. Каждый участник может задать вопрос, оставить отзыв, отметить качество курса по 5-балльной шкале. Авторами статьи, которые являются и организаторами описанных курсов дистанционного образования для урологов, был проанализированы все курсы за полный 8-летний период проведения – с 2012 года по 2019 гг.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Алгоритм организации курсов

За 8 лет существования ресурса профессионального постдипломного образования для урологов и врачей смежных специальностей UroEdu.ru нами было организовано и проведено 40 законченных курсов дистанционного образования по различным тематикам в урологии (табл. 1). Даже такая «узкая» специальность как урология, имеет свои субспециальности (андрология, фтизиоурология, сосудистая урология), смежные специальности (онкоурология, урогинекология, нейроурология), достаточно узкая направленность тематик курса позволила врачам выбирать именно те обучающие курсы, которые составляли их профессиональный интерес.

Алгоритм организации курса подробно описан на рисунке 2.

Рис. 2. Алгоритм организации курса дистанционного образования. Собственный опыт.
Fig. 2. The algorithm for organizing a distance education course. Own experience

Язык лекций

Официальный язык образовательного ресурса UroEdu.ru – русский. Все лекции, представленные зарубежными преподавателями, были переведены на русский язык (речь и слайды) и озвучены профессиональными дикторами, что потребовало дополнительного времени и усердия от организаторов для подробного описания терминов, расстановки ударения в словах, расшифровки и транслитерации всех аббревиатур. Это позволило обеспечить высокую техническую составляющую учебного материала и комфортное обучение участников. Такой подход позволил объединить русскоговорящих урологов всех стран на одной учебной площадке, сделав доступным получение новых знаний на родном или основном языке.

Информирование урологов о курсах – каналы продвижения

Информирование урологов о планирующемся курсе проводилось с помощью анонсирования в новостной ленте урологического информационного портала Uroweb.ru, мобильного приложения Uro+, рассылке по базе урологов РФ и зарубежья, социальных сетях (Фейсбук) и других интернет-каналах. Анонсы курсов публиковались в печатных изданиях, в частности, в Дайджесте урологии, который бесплатно раздавался на всех значимых урологических мероприятиях. Как оказалось, этого было достаточно для того, чтобы информация о курсах достигла большинства урологов и сподвигла их зарегистрироваться для их прохождения.

Число лекций

Общее число лекций во всех курсах составило 489 (минимально – 5 лекций в одном курсе, максимально – 54 лекции, среднее число – 12 лекций). Небольшие курсы из 5-7 лекций, как правило, выкладывались единым блоком, и все лекции, продолжительностью от 25 до 63 минут (средняя продолжительность 44 минуты), расположенные в логическом порядке вместе с контрольными тестами, были доступны для просмотра одномоментно. Большие курсы, такие как, «Андрология», «Мануальные навыки – секреты экспертов», «Детская урология» и др. были разделены на тематические блоки, работа над которыми продолжалась либо последовательно, либо параллельно сразу над всеми блоками. Так, курс «Андрология» изначально содержал 79 лекций, которые были разделены на 3 части – I часть «Андрологические аспекты эндокринологии, онкологии, урологии», II часть – «Мужская сексуальная дисфункция», III часть – «Нарушения мужской фертильности». Курс «Мануальные навыки уролога» был разделен на 3 части – «Диагностика урологических заболеваний», «Дренирование мочевых путей», «Малые урологические вмешательства». Такое объединение лекций по блокам позволяет врачам составить комплексное представление о проблеме. Разрозненные лекции, не объединенные единым смыслом и структурой, не смогут помочь врачу освоить целостный учебный материал.

Необходимость дополнять имеющийся теоретический материал клиническими примерами был нами опробован на ресурсе Nethealth.ru, когда участники курсов сами составляли клинические случаи, после чего собирался консилиум из организаторов, случай подробно разбирался и оценивался. Такой формат оказался очень действенным, интересным, но очень трудозатратным и трудоемким как со стороны участников курса, так и со стороны менторов. Это сильно затруднило его реализацию.

Контроль уровня знаний

Позиционируя проект Uroedu.ru как проект профессионального урологического образования, стала очевидной необходимость контроля уровня знаний. Мы рассматривали различные технические решения – от итогового теста в конце всего курса до отслеживания перемещения взгляда по экрану за определенный период времени. Последний вариант оказался технически недостижимым для нашей команды в то время. Поэтому остановились на простом и достаточно эффективном решении – тестовом контроле в конце каждой лекции в курсе. Тесты составлялись организаторами после записи лекции, вопросы в тестах строго соответствовали тексту лекции. К каждому вопросу предлагались варианты ответов с возможностью выбора одного или нескольких правильных вариантов. Правильные ответы более чем на 60% вопросов, засчитывались как положительные и участник получал автоматический доступ к следующей лекции. Еще одной возможностью повысить эффективность курсов и получаемых знаний стала возможность задать вопрос лектору и получить ответ. В большинстве курсов после его завершения мы организовывали круглый стол в онлайн режиме, в котором участвовали преподаватели курса. Все участники могли задать интересующие вопросы и тут же получить ответы. Цель такого общения – приближение преподавателя к участникам курса, стирание академических барьеров и открытость науки.

Преподавательский состав

Преподавательский состав был представлен 160 лекторами, из них отечественные специалисты – 140, иностранных – 20. Из российских преподавателей 74 были докторами медицинских наук, имели звание профессора или доцента, 85 лекторов были кандидатов медицинских наук, работали в различных НИИ или на кафедрах урологии различных медицинских ВУЗов. Исключением стали 7 специалистов, которые на момент подготовки лекций не имели научной степени, однако принимали активное участие в научной работе в своих коллективах, либо имели уникальный опыт и знания в освещаемой тематике. Применяемый формат дистанционного взаимодействия позволил исключить географию преподавателей как ограничивающий фактор в организации курсов – многие лекции были записаны дистанционно, особенно это касалось зарубежных лекторов.

Участники курсов

Общее число неуникальных участников всех лекций составило 27040 специалистов (в среднем 676 человек на 1 курс). Учитывая, что некоторые врачи были участниками нескольких курсов, нами было подсчитано количество уникальных участников, когда-либо принявших участие в курсах дистанционного образования на UroEdu.ru – 8320 уникальных специалистов. География участников представлена Российской Федерацией и зарубежными странами – Украина, Беларусь, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Грузия, Армения, страны Прибалтики, Азербайджан, Финляндия, Кабо-Верде, Германия и др. Всех участников объединяет знание русского языка.

Возрастной состав участников курсов распределяется следующим образом: 18-24 лет – 20,9%, 25-34 года – 35,5%, 35-44 года – 14%, от 45 лет и старше – 29,6%.

Активность в течение курса

После анонсирования курса с помощью различных интернет-технологий для участников открывалась регистрация на курс. Для лиц, уже зарегистрированных на Uroweb.ru и прошедших авторизацию, достаточно было нажатия кнопки «Регистрация», после чего он автоматически считался зарегистрированным на курс. Если врач был не зарегистрирован в системе Uroweb.ru, то сначала он должен был выполнить это действие, после чего регистрироваться на курс. Непосредственно после регистрации участники активно прослушивали первые лекции, после чего активность снижалась, энтузиазм заканчивался, постепенно сходя на «нет», особенно на длительных курсах. Из 27040 участников, зарегистрированных на первую лекцию, только 10142 (37,5%) участников прослушали 50% лекций курса и 9902 (36,6%) прослушали все лекции курса. Получается, что 97,6% врачей, прослушавших половину лекций курса, точно его завершают, прослушав все лекции и правильно ответив на тестовые вопросы. Это касается, в основном, только бесплатных курсов, которые заканчиваются выдачей сертификатов неустановленного образца. Нами был организован обзвон врачей операторами call-центра, как правило, звонили тем врачам, которые на длительное время не продвигались в учебном процессе, либо зарегистрировались, но не прослушали ни одной лекции. Напоминание о том, что они не завершили прохождение курса, врачи оценивали положительно и не воспринимали как навязывание или спам. Представленные цифры результатов прохождения курсов указаны с учетом дозвонов и напоминаний, иначе они были бы значительно меньше. Совсем по-другому относятся врачи к внебюджетным курсам, за участие в которых они оплатили и получили сертификат установленного образца.

Финансирование

Из 40 курсов дистанционного образования, размещенных на Uroedu.ru, только 4 (10%) проводились на платной основе («Детская урология», «Андрология» 3 части). Остальные курсы были совершенно бесплатными для участников вне зависимости от страны или региона проживания.

Такой проект как Uroedu.ru невозможно сделать без привлечения финансирования. Наш проект не поддерживался государственными структурами, грантами, бюджетными учреждениями. Финансирование осуществлялось из совокупного бюджета, созданного на основе общий поступлений с рекламы площадки, из личных средств организаторов, а также спонсорской поддержки фармацевтическими компаниями. Участие фармацевтических компаний и производителей медицинского оборудования заключалось в брендировании лекций – размещении логотипов, баннеров, рекламных модулей, информации о препаратах или компании, без вмешательства в научную суть лекций. Мы планировали получить финансовую поддержку от участников курсов, однако это оказалось недостижимым, учитывая недостаточные материальные и организационные возможности врачей, особенно из регионов, в осуществлении этого. При возможности обеспечить спонсорскую поддержку организаторы и спикеры осуществляли подготовку лекций на некоммерческой основе.

Сотрудничество с профессиональными общественными и учебными организациями

Необходимо отметить, что некоторые образовательные курсы были организованы в содружестве с профессиональными сообществами. Так, самый первый курс был поддержан Лигой специалистов по мужской репродукции во главе с профессором И.В. Виноградовым. Курс «Урологические заболевания: российские и международные стандарты» состоялся во многом благодаря Российскому обществу урологов (председатель чл.-корр. РАН Ю.Г. Аляев, исп. директор М.А. Газимиев). Курс «Андрология» в 3х частях был организован при содействии НИИ урологии им. Н.А. Лопаткина (директор чл.-корр. РАН О.И. Аполихин) и андрологического отделения Гиссенского университета имени Юстуса Либиха (Германия).

Несомненно, что объединение профессионалов как одной, так и смежных специальностей, будет расширять образовательные возможности, вносить междисциплинарный компонент в учебный материал, открывать новые знания участникам курсов.

ОБСУЖДЕНИЕ

Наш опыт позволил получить знания в организации курсов дистанционного образования и обратить внимание на те аспекты, которые редко упоминаются.

Современные технологии позволяют быстро создавать учебный материал, привлекать преподавателей вне зависимости от географии их проживания. Независимость ресурсов Uroweb.ru и UroEdu.ru, то есть отсутствие принадлежности к определенному учреждению, или его подразделению, позволила привлечь большое число коллег вне зависимости от места работы, кафедры, города, статуса или ученого звания преподавателя. Во главу угла ставилось только экспертиза конкретного специалиста в области той или иной темы, что способствовало объединению людей исключительно по профессиональным интересам. Эта же независимость позволяла быстро преодолевать юридические, экономические и идейные барьеры. Короткий путь принятия решений в организации курсов давал возможность быстрого обновления информации, ее коррекции даже уже в процессе функционирования курса. Организация курсов от самого начала обсуждения программы и до окончания съемок занимала около 2-4 месяцев, исключение составляли курсы из 10 и более лекций. Преподаватели не были скованы программой и всегда имели возможность вносить свои дополнения и изменения, которые только повышали актуальность предоставляемой информации. Программы не утверждались какими-либо профессиональными комитетами, а создавались на основании потребностей врачебного сообщества и экспертного мнения приглашенных специалистов, благодаря чему учебный материал содержал самые последние веяния урологии и ее субспециальностей и надолго сохранял свою востребованность. При появлении новых научных данных организовывались дублирующие курсы с обновленными данными. Мы обнаружили, что профессиональное сообщество способно к самоорганизации, самообновлению и самообразованию, оно готово делиться научной информацией, делать это добровольно, регулярно и безвозмездно. Заинтересованность лекторов в участии курсов в рамках проектов Uroweb.ru и UroEdu.ru крайне высока, что можно объяснить известностью и независимостью ресурсов. Попадая на эти интернет-площадки, спикер, даже не будучи сотрудником какой-то определенной кафедры или учреждения, гарантированно получал аудиторию, заинтересованную темой лекции.

Что касается аудитории, то урологи тоже дали тему для размышлений. Как показал наш опыт, участники курсов не делали акцент на получении баллов, документов установленного образца или иных, подтверждающих их участие. Главной целью было получение новых знаний от лидеров, возможности услышать мнение тех или иных преподавателей, задать им вопросы и получить ответы, возможности самим влиять на организацию будущих курсов, предлагая различные темы. Такой дистанционный формат обучения весьма удобен своей минимальной финансовой нагрузкой или ее отсутствием, возможностью обучаться без отрыва от работы, в удобное время, влияя на выбор интересующих тематик, оставляя отзывы и формируя рейтинги курсов.

КОММЕНТАРИИ АВТОРОВ

Мы не оценивали результаты программы и не сравнивали их с результатами программ, полученных оффлайн. Цель статьи – не научный анализ проведенных курсов дистанционного образования, а представление опыта их организации. Мы не противопоставляем дистанционное образование традиционным форматам постдипломного образования, а позиционируем его как хороший дополнительный метод получения профессиональных знаний в непрерывном режиме.

ВЫВОДЫ

  1. Вопрос внедрения дистанционного медицинского образования в Российской Федерации очень актуален. Обширная география, сложная экономическая обстановка, высокая загруженность врачей делают этот вид образования востребованным и необходимым. Введение с 2021 года новой системы аккредитации специалистов делает дистанционное медицинское образование еще более востребованным для врачей.
  2. Профессиональное медицинское сообщество имеет не только постоянную потребность в знаниях, но и способность самому восполнять эту потребность. Это представляется вполне возможным без регулирования государственными структурами. Профессиональному сообществу присущи саморегуляция, огромный потенциал самоорганизации с формированием новых лидеров.
  3.  Просмотр видео лекций и мастер-классов с последующим тестированием даже без дополнительной мотивации и получения кредитов НМО сильно дисциплинирует участников курса, воспитывает «привычку» учиться в непрерывном режиме, получать знания не для «галочки», а для повышения собственного профессионального уровня.
  4. Видеоматериалы позволяют повысить не только уровень теоретических знаний, но и развивать свои практические навыки и осваивать различные методы визуализации и функциональной диагностики.
  5. Применение дистанционных технологий в непрерывном профессиональном образовании позволяет организовывать курсы по актуальным темам в специальности, привлекать востребованных преподавателей как отечественного, так и мирового уровня.
  6. Повышение доступности образования, в том числе с применением дистанционных методик, будет способствовать повышению качества оказываемой медицинской помощи.
  7. Полученный опыт дистанционного образования в урологии применим и в других областях медицины для специалистов всех звеньев.
  8. Необходимо проведение дальнейших исследований по изучению роли дистанционных форм образования в повышении профессиональных знаний медицинских работников.

Благодарность

Организаторы выражают искреннюю признательность отечественным ученым урологам, которые в свободное от работы и науки личное время нашли возможность подготовить уникальный лекционный материал и сделать его доступным для тысяч урологов России, стран СНГ и русскоговорящих урологов зарубежья.

Организаторы с признанием и благодарностью считают необходимым упомянуть всех преподавателей: 

Абакушина Е.В., Абдеев Р.М., Абдуллин И.И., Акрамов Н.Р., Амдий Р.Э., Анохин Н.В., Антонов О.Н., Ануфриев С.А., Аполихин О.И., Ахвердиева Г.И., Ахвледиани Н.Д., Беломытцев С.В., Бешлиев Д.А., Биктимиров Р.А., Божедомов В.А., Бондаренко С.Г., Брагина Е.Е., Быков М.И., Велиев Е.И., Виноградов И.В., Владзимирский А.В., Войтко Д.А., Врублевская Е.Н., Гаджиева З.К., Газимиев М.А., Гамидов С.И., Гарманова Т.Н., Гвасалия Б.Р., Генералова Г.А., Говоров А.В., Голованов С.А., Греков Е.А., Грицкевич Е.Ю., Гуревич А.И., Гусакова Д.А., Давыдова С.С., Данилов А.О., Дерюгина Л.А., Дорофеев С.Д., Ергаков Д.В., Ефремов Е.А., Жуков О.Б., Зайцев А.В., Зеленский М.М., Золотухин О.В., Игнашин Н.С., Илюшина М., Ишанхаджаева Г.М., Казанцев А.А., Казаченко А.В., Калинченко Н.Ю., Калинченко С.Ю., Касатонова Е.В., Касян Г.Р., Котенева А.Н., Качмазов А.А., Кащенко Е.А., Кешишев Н.Г., Киселева Ю.Ю., Ковальский С.Л., Колонтарев К.Б., Константинова О.В., Корнеев И.А., Коршунов М.Н., Коршунова Е.С., Корякин А.В., Красняк С.С., Кривобородов Г.Г., Кузнецова Н.Н., Кузьмин И.В., Куликов А.О., Курило Л.Ф., Кызласов П.С., Лац П.Г., Лебедев Д.Г., Левитская М.В., Лелюк В.Ю., Локшин К.Л., Мадыкин Ю.Ю., Мазуренко Д.А., Макажанов М.А., Малих М.А., Мартов А.Г., Мельник Я.И., Меновщикова Л.Б., Меринов Д.С., Миленин К.Н., Млынчик Е.В., Монаков Д.М., Морозов Д.А., Москвин С.В., Неймарк Б.А., Никеров А.А., Николаев С.Н., Никушина А.А., Охоботов Д.А., Павлова З.Ш., Паевский А.С., Перепанова Т.С., Перепечин Д.В., Почерников Д.Г., Просянников М.Ю., Пугачев Э.В., Пулин А.А., Пушкарь Д.Ю., Раднаев Л.Г., Раснер П.И., Ромих В.В., Рощин Д.А., Русаков И.Г., Рыжков А.И., Саенко В.С., Салюков Р.В., Самсонов Ю.В., Сиволап Ю.П., Синякова Л.А., Сосновский И.Б., Соттаева З.З., Спивак Л.Г., Тарусин Д.И., Терещенко Д.В., Типцов Д.В., Тишова Ю.А., Тищенко Г.Е., Токарева Е.В., Толкач Ю.В., Тюзиков И.А., Фатихов Р.Ф., Фиев Д.Н., Федулова Н.Н., Хазан П.Л., Хромов Р.А., Царева А.В., Цой А.А., Шварц П.Г., Шныря Ю.А., Шорников П.В., Яровой С.К., Яцык С.П., Lackgren G., Tekgul S., Rita Gobet, Radmayer C., Nijman R., Goran Lackgren, Christian R., Rassweiler J., Merlini E., Manzoni G.A., Jungwirth A., Chapple C., Hans-Christian Schuppe, W. Weidner, Eric Mouleman, Stefan Schlatt, Rupre M., Madersbacher S., Drake M.

ЛИТЕРАТУРА

  1. What the future of work will mean for jobs, skills, and wages: Jobs lost, jobs gained. McKinsey.URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/future-of-work/jobslost-jobs-.... Accessed November 19, 2019
  2. Necknig U, Sterz J, Leyh H, Fischer MR. Urology onLINE-webinarfor assistants: Implementation and evaluation of a voluntary, web-based e learning training series for urology assistants in continuing education (Urology onLINE). Urologe A 2019;58(6):658-665 doi: 10.1007/s00120-018-0845-6
  3. Lehmann R, Hanebeck B, Oberle S, Simon A, Choukair D, Tönshoff B, Huwendiek S. Virtual patientsin continuing medical education and residency training: a pilot project for acceptance analysis in the framework of a residency revision course in pediatrics. GMS Z Med Ausbild 2015;32(5):Doc51. doi: 10.3205/zma000993.
  4. Oxford Medical Education – Free Online Medical Education. URL: http:// www.oxfordmedicaleducation.com/
  5. Home – HMX| Harvard Medical School. URL: https://onlinelearning.hms.harvard.edu/hmx/
  6. Online Learning | Yale University. URL: https://www.yale.edu/online-learning
  7. Jayakumar N, Brunckhorst O, Dasgupta P, Khan MS, Ahmed K. e-Learning in Surgical Education: A Systematic Review. J Surg Educ 2015;72(6):1145-57. doi: 10.1016/j.jsurg.2015.05.008
  8. Salem J, Borgmann H, MacNeily A, Boehm K, Schmid M, Groeben C, et al. New media for educating urology residents: an interview study in Canada and Germany. J Surg Educ 2017;74(3):495-502. doi: 10.1016/j.jsurg.2016.11.009
  9. Dekker ARJ1, Verheij TJM1, Broekhuizen BDL1, Butler CC2, Cals JWL3, Francis NA4, Little P5, Sanders EAM6,Yardley L7, Zuithoff NPA1, van der VeldenAW, Effectiveness of general practitioner online training and an information booklet for parents on antibiotic prescribing for children with respiratory tract infection in primary care: a cluster randomized controlled trial. J Antimicrob Chemother 2018;73(5):1416-1422. doi: 10.1093/jac/dkx542.
  10. Osmosis for Medical Students (MD). URL: www.osmosis.org
  11. Medical Education. LCME Accreditation. URL: https://www.aamc.org/services/ first-for-financial-aid-officers/lcme-accreditation
  12. Zhao F, Fu Y, Zhang QJ, Zhou Y, Ge PF, Huang HX, He Y. The comparison of teaching efficiency between massive open online courses and traditional courses in medicine education: a systematic review and meta-analysis. Ann Transl Med 2018;6(23):458. doi: 10.21037/atm.2018.11.32
  13. Reis LO, Ikari O, Taha-Neto KA, Gugliotta A, Denardi F. Delivery of a urology online course using Moodle versus didactic lectures methods. Int J Med Inform 2015;84(2):149-54. doi: 10.1016/j.ijmedinf.2014.11.001
  14. Schneider AT, Albers P, Müller-Mattheis V. E-Learning in Urology: Implementation of the Learning and Teaching Platform CASUS® – Do Virtual Patients Lead to Improved Learning Outcomes? A Randomized Study among Students. Urol Int 2015;94(4):412-8. doi: 10.1159/000368653
  15. Castillón Vela I.T. On line learning in urologic surgery. The value of the 2.0 Web tools. Arch Esp Urol 2018;71(1):134-141
  16. Rivas JG, Socarras MR, Patruno G, Uvin P, Esperto F, Dinis PJ, et al. Perceived role of social media in urologic knowledge acquisition among young urologists: a European survey. Eur Urol Focus 2018;4(5):768-773. doi: 10.1016/j.euf.2016.11.010
  17. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительнымпрофессиональнымпрограммам". URL: https://rg.ru/2013/08/28/minobr-dok.html. [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of July 1, 2013 N 499 "On approval of the Procedure for the organization and implementation of educational activities for additional professional programs." URL: https://rg.ru/2013/08/28/minobr-dok.html. (In Russian)]
  18. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. N 1244 "О внесении изменений в Порядок организации о осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 499". URL: https://edu.rosminzdrav.ru/fileadmin/user_upload/documents/minobr/m1244.pdf. [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of November 15, 2013 N 1244 "On Amending the Organization's Procedure for the Implementation of Educational Activities under Additional Professional Programs, approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of July 1, 2013 No. 499". URL: https://edu.rosminzdrav.ru/ fileadmin/user_upload/documents/minobr/m1244.pdf. (In Russian)]
  19. Приказ Минздрава РФ От 22 Декабря 2017 Года №1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское,фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов»). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71759808/. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of December 22, 2017 No. 1043n “On approval of the terms and stages of accreditation of specialists, as well as categories of people with medical, pharmaceutical or other education and subject to accreditation of specialists”). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71759808/. (In Russian)]
  20. 20. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. n 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1126336/. [Federal Law of July 29, 2017 n 242-ФЗ “On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Use of Information Technologies in the Field of Health Care”. https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1126336/. (In Russian)]
  21. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/. [Federal Law of December 29, 2012 N 273-ФЗ “On Education in the Russian Federation” (as amended). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/. (In Russian)]
  22. Souza CLE, Mattos LB, Stein AT, Rosário P, Magalhães CR. Face-to-face and distance education modalities in the training of healthcare professionals: a quasi-experimental study. Front Psycho. 2018;9:1557. doi: 10.3389/fpsyg.2018.01557
  23. Казаченко А.В., Шадеркин И.А., Красняк С.С., Касатонова Е.В. Дистанционное образование в андрологии: история, реальность, перспективы. Экспериментальная и клиническая урология 2015;(2):93-100. [Kazachenko A.V., Shaderkin I.A., Krasnyak S.S., Kasatonova E.V. Distance education in andrology: history, reality, prospects. Eksperimental'naya i klinicheskaya urologiya = Experimental and Clinical Urology 2015; (2): 93-100. (In Russian)]
  24. Шадеркин И.А. Новые дистанционные формы постдипломного обучение урологов-андрологов. Урологическое ТВ. URL: https://uro.tv/video/shadyorkin_ia_novie_distantsionnie_formi_postdiplom... [Shaderkin I.A. New distance forms of graduate training of urologists andrologists. Urological TV. URL: https://uro.tv/video/ shadyorkin_ia_novie_distantsionnie_formi_postdiplomnogo_obucheniya_urologovandrologov. (In Russian)]
  25. Дистанционные курсы обучения. URL: https://uroedu.ru/. [Distance learning courses. URL: https://uroedu.ru/. (In Russian)]
  26. Хвостунов К.О., Лазарева О.Д. Дистанционное обучение в дополнительном профессиональном образовании специалистов: опыт медицинского вуза.Современные проблемы науки и образования 2017;5. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=26859. [Khvostunov K.O., Lazareva O.D. Distance learning in additional professional education of specialists: the experience of a medical university. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education 2017; 5. URL: https://www.scienceeducation.ru/en/article/view?id=26859. (In Russian)].
Прикрепленный файлРазмер
Скачать статью357.69 кб
урология, медицинское образование, электронное обучение, социальные сети, дистанционное образование, постдипломное, интернет, медицинские знания, образовательные технологии, высшее медицинское образование, хирургия, онлайн курсы

Readera - Социальная платформа публикаций

Crossref makes research outputs easy to find, cite, link, and assess