Пролактин - один из гор-монов передней доли гипофиза. По химическому строению является пептидным гормоном, состоящим из 199 ^ —аминокислотных остатков. Пролактин секретируется в лактотропных клетках передней доли гипофиза, которые составляют от 11 до 29% всего клеточного состава аденогипофиза. Существует также внегипофизарная секреция пролактина, значение которой, однако, окончательно не установлено [1].
Подобно гормону роста человека, гипофизарная секреция пролактина находится под непосредственным гипоталамическим контролем и не регулируется по механизму обратной связи. Ги- поталамо-гипофизарная система оказывает как тормозящее, так и стимулирующее влияние на секрецию пролактина через нейроэндокринные, аутокринные и пара- кринные механизмы [2]. Секреция пролактина постоянно тормозится гипоталамическим гормоном дофамином. Дофамин образуется в нейронах паравентрикулярных и серобугорных ядер, а также в нейронах ядра воронки и дугообразного ядра гипоталамуса.
Ингибирующее действие дофамина реализуется посредством стимуляции дофаминовых рецепторов, локализованных на лак- тотропных клетках. Различают 2 типа дофаминовых рецепторов: Dj и D2. Рецепторы D1 стимулируют аденилатциклазу, а рецепторы D2 ее угнетают. Дофамин и его агонисты стимулируют D2 рецепторы, что приводит к ингибированию аденилатциклазы, уменьшению количества внутриклеточного цАМФ и снижению секреции про- лактина. Именно на этом стимулировании D2-рецепторов основан эффект терапевтического действия агонистов дофамина (L-дофа, апоморфин, дофамин, бромокрептин, каберголин) в лечении гиперпролактинемии. Стиму-лирующим пролактин эффектом обладают эстрогены, дофаминовые антагонисты (фенотиазины, метоклопрамид), серотонинер- гические агонисты (5-гидрокси- триптофан), адренергические ингибиторы, симпатолитики (резерпин, а-метилдофа), опиаты, ацетилхо- лин, окситоцин, серотонин, мела- ностимулирующий гормон, ТТРГ (тиреотропин-релизинг гормон), нейротензин, а также гипогликемия [3].
Пролактин, как и другие гормоны, обладает циркадным ритмом секреции. Максимальная концентрация пролактина у человека в плазме крови отмечается во время сна, минимальный уровень - в утренние часы, в период пробуждения [4].
Существует целый ряд физио-логических состояний, сопро-вождающихся подъемом уровня пролактина. К таким состояниям относятся, в первую очередь, бере-менность и кормление грудью. У мужчин физиологический подъем уровня пролактина может наблюдаться в период сна, во время приема белковой пищи, физической нагрузки, в ответ на стресс.
Патологическая гиперпролак- тинемия - повышение уровня про-лактина на фоне того или иного заболевания либо приема лекар-ственных средств. Патологическая гиперпролактинемия развивается в результате анатомических или функциональных нарушений ги- поталамо-гипофизарной системы. В соответствии с происхождением патологическая гиперпролактинемия может быть условно подразделена на гиперпролактинемию опухолевого генеза (пролактино- мы) и неопухолевого генеза. В некоторых случаях, когда не удается установить причину патологической гиперпролактинемии, говорят об идиопатической форме ги-перпролактинемии, при которой повышается функция гипофизарных клеток, однако их количество при этом не изменяется [2].
По уровню пролактина можно предположить характер гиперпро-лактинемии. Повышение уровня пролактина в 1,5-3 раза обычно свидетельствует о гиперпролактинемии неопухолевого характера. Гиперпролактинемия с повышением уровня пролактина от 2000 до 4500 мМЕ/л наблюдается, как правило, при микроаденомах гипофиза, повышение пролактина более 4500 мМЕ/л характерно для макроаденом гипофиза [5].
Пролактин оказывает действие практически на все органы и системы, поэтому клиническая картина гиперпролактинемии крайне полиморфна.
Рисунок 1. Регуляция секреции пролактина |
Таблица 1. Этиологические факторы гиперпролактинемии
Патологическая гиперпролактинемия |
Первичные заболевания гипоталамуса и гипофиза
Микроаденома (диаметр до 1 0 мм) Макроаденома (диаметр более 1 0 мм) Разрыв или перерезка ножки гипофиза Синдром «пустого» турецкого седла Неврогенная стимуляция Травма или операции на грудной клетке Опоясывающий лишай Избыток ТТРГ (тиреотропин-релизинг гормона) Первичный гипотиреоз Идиопатическая гиперпролактинемия Метаболические причины
Хроническая почечная недостаточность и системный гемодиализ Эктопическая секреция пролактина Новообразования |
Лекарственная гиперпролактинемия |
Гипотензивные препараты (резерпин, метилдофа, верапамил) Блокаторы дофаминовых рецепторов
Эстрогены Наркотики (морфин, героин, кокаин) Противоязвенные препараты (циметидин) |
Калинченко С.Ю. Шаг вперед в лечении гиперпролактинемии. Избранные лекции. М., 2010.[2] |
Одним из основных проявлений гиперпролактинемии является нарушение сексуальной и репродуктивной функции, об-условленные снижением секреции гонадотропинов на фоне ги-перпролактинемии. У мужчин данные нарушения выражаются в снижении полового влечения и эректильной дисфункции (ЭД) (50-85%), бесплодии вследствие олигозооспермии и нарушения эякуляции (3-15%), гинекомастии (6-23%). При сексуальной дисфункции у мужчин гиперпролак-тинемия выявляется в 0,4-11% случаев, а в некоторых исследованиях достигает 20%, поэтому исследование уровня пролактина в крови является важным этапом в диагностике причин нарушения сексуальной функции у мужчин и ЭД в особенности, как наиболее частого проявления сексуальной дисфункции. В большинстве случаев ЭД является лишь симптомом заболевания, поэтому лече-ние должно быть комплексным и направленным на устранение основной проблемы. В случае с гиперпролактинемией даже небольшое повышение уровня пролактина может приводить к нарушению эрекции. Поэтому, во многих случаях ЭД может являться маркером гиперпролактинемии [7]. При этом диагностика гиперпролактинемии у мужчин затруднена тем, что характерные жалобы (снижение либидо, ЭД и бесплодие) не всегда ассоциируются с наличием серьезной эндокринопа- тии. По данным Buvat J., Lemaire А. (1997) гиперпролактинемия была выявлена у 3,18% мужчин с ЭД [8]. О высокой частоте гиперпролак- тинемии (19,3%) среди мужчин с половыми расстройствами сообщают N. Grafeille (1997).
Рисунок 2. Баллы эректильной функции по шкале МИЭФ в основной группе пациентов с ЭД (n = 1148) и группе пациентов с гиперпролактинемией (n = 69) |
Другими клиническими про-явлениями гиперпролактинемии являются психоэмоциональные расстройства, такие как раздражительность, тревожность, де-прессия, ухудшение памяти и на-строения, нарушение сна.
Неврологические симптомы встречаются у пациентов с опухолями гипоталамо-гипофизар- ной области и обусловлены непосредственно опухолевым ростом. К таким симптомам относятся: головная боль, головокружение, зрительные нарушения (ограничение полей зрения, двоение в глазах, снижение остроты зрения).
У пациентов с пролактинеми- ей могут встречаться те или иные симптомы эндокринных нарушений, обусловленные выпадением других функций гипофиза (симптомы гипофизарной недостаточ-ности), такие как симптомы гипотиреоза (при снижении секреции ТТГ), симптомы надпочечниковой недостаточности (при снижении секреции АКТГ), симптомы несахарного диабета (при снижении секреции антидиуретического гормона), симптомы гипогона- дизма (связанные со снижением секреции ЛГ, ФСГ). Некоторые эндокринные симптомы обусловлены непосредственно повышением содержания пролактина. К ним относятся галакторея, ожирение, инсулинорезистентность.
ЛЕЧЕНИЕ ГИПЕРПРОЛАКТИНЕМИИ
При всех формах гиперпро-лактинемии, в т.ч. и опухолевого генеза, основным методом лечения является медикаментозный. Медикаментозное лечение проводится с использованием агонистов дофамина, среди которых препаратом выбора в настоящее время является каберголин (агонист дофамина III поколения). К агонистам дофамина I поколения относятся производные лизерги- новой кислоты (бромокриптин, метисергид), производные ами- ноэрголина (лизурид, тергулид, месулергин), производные клави- на (перголид, метерголин). Бромокриптин - наиболее распространенный аналог дофамина I поколения, который долгое время оставался «золотым стандартом» в лечении гиперпролактинемии, эффективным в снижении уровня пролактина, восстановлении репродуктивной и сексуальной функции. У большинства пациентов лечение бромокриптином приводит к ряду побочных эффектов, таких как сонливость, головокружение, головная боль, ортостатическое снижение АД, тошнота, рвота, что является причиной отказа от лечения у 12% больных.
Несовершенство аналогов дофамина I поколения стало основанием для создания новых агонистов дофамина II (квинаголид) и III поколений (каберголин), которые сегодня являются препаратами выбора при лечении любых форм гиперпролактинемии, более селективных в отношении D,-pe- цепторов и характеризующихся большей эффективностью и лучшей переносимостью.
При лечении эректильной дисфункции у пациентов с гипер-пролактинемией на первый план выступает нормализация уровня пролактина. С этой целью применяются агонисты дофамина, которые используются на первом этапе лечения в качестве монотерапии. В большинстве случаев монотерапия агонистами дофа-мина восстанавливает эректильную функцию. При неэффективности монотерапии агонистами дофамина, которая чаще всего обусловлена сопутствующим гиперпролактинемии гипогонадизмом, назначается терапия, направленная на нормализацию уровня тестостерона, а также терапия ингибиторами фосфодиэстеразы 5 типа (ФДЭ-5). Так по данным Carani С. et al. (1996), лечение бромокриптином восстанавливало эректильную функцию раньше, чем повышался уровень тестостерона в крови (снижение либидо может являться следствием как дисгормональных нарушений, так и, возможно, прямого воздействия пролактина на мозг) [9].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами была обследована большая выборка пациентов с ЭД различной этиологии (n=1148). Гиперпролактинемия была выявлена среди пациентов общей группы в 69 (9%) наблюдениях. При ретроспективном изучении у 69 взрослых мужчин с гиперпро- лактинемией доминирующими клиническими симптомами по своему характеру были преимущественно эндокринные. Снижение или отсутствие либидо выявлялось у 58 (84%), гинекомастия - 12 (17,4%), галакторея - 2 (2,9%), редкий рост бороды отмечен у 4 (5,8%) пациентов. Очаговая церебральная симптоматика присутствовала у 23 (33,3%), головная боль у 15 (21,7%), ограничение полей зрения у 4 (5,8%), диплопия у 2 (2,9%) пациентов. Объем яичек был в норме (> или = 15 см3) у всех пациентов, кроме пяти, имеющих признаки позднего пубертатного развития. Снижение остроты зрения отмечено у 32 (46,4%) пациентов. Повышенная утомляемость среди пациентов с гиперпролактинемией выявлена у 29(42%) больных, нарушения сна у 31 (44,9%). Уровень пролактина в сыворотке крови был в пределах от 360 до 8000 мЕд/л (в среднем 1200 мЕд/л, диапазон нормы < 360). Визуализация гипофиза производилась в тех случаях, когда уровень пролактина был уве-личен. Проведение компьютерной томографии (62%) или магнито-резонансной томографии (38%) выявило макроаденому гипофиза у 30 (43,5%) пациентов, микроаденому у 21 (30,4%), и не выявила каких-либо патологических изменений у 18 (26,1%) пациентов. Таким образом, гиперпролактинемия у мужчин является гетерогенным нарушением - имеется широкая вариантность присутствующих симптомов, физикальных признаков и результатов биохимических и визуализирующих гипоталамо- гипофизарную область исследований.
Данные сексологического те-стирования (шкала МИЭФ) демонстрировали распространенность более выраженных симптомов ЭД среди пациентов с гипер- пролактинемией по сравнению со всеми пациентами общей группы (рисунок 2).
При обследовании 20 (28,9%) пациентов с гиперпролактине- мией имели низкие уровни тестостерона (< 11 нмоль/л). В ходе лечения (бромокриптин по 1,25 мг 2-3 раза в сутки, с посте-пенным увеличением дозы до 5-10 мг/сут. на протяжении 1-2 месяцев) выявлено, что на фоне гиперпролактинемии эректильная функция ингибируется независимо от уровня тестостерона в сыворотке крови. Таким образом, нарушение эректильной функции у мужчин с гиперпролактинеми- ей в большей степени обусловлено непосредственным патологическим эффектом повышенного уровня пролактина, а не только гиперпролактинемическим ги- погонадизмом, имеющим место у мужчин с гиперпролактинеми- ей в нашем исследовании лишь в 28,9% случаев.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В нашем исследовании гипер- пролактинемия выявлена в 9% случаев, клинически проявлялась широким спектром нейровегета- тивных нарушений на фоне выраженных проявлений ЭД. Данные патологические симптомы успешно купировались на фоне 1-2 месячного курса патогенетической терапии препаратами, снижающими уровень пролактина плазмы крови.
Таким образом, исследование концентрации пролактина в крови является важным этапом в диагностике причин ЭД и должно быть выполнено у всех пациентов с жалобами на снижение качества эрекции.
Ключевые слова: эректильная дисфункция, гиперпролактинемия, лечение, агонисты дофамина, бромокриптин, квинаголид, каберголин.
Keywords: erectile dysfunction, hyperprolactinemia, treatment, dopamine agonists, Bromocriptine, quinagolide, cabergoline.
ЛИТЕРАТУРА
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Скачать статью | 730.96 кб |